Юлия Горбан

Мифы о вокале

Популярные заблуждения о вокале.
Важные вещи, которые могут сэкономить вам несколько лет обучения.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Миф 1: Петь - это значит тянуть звук.
Реальность: Петь - это разговаривать по нотам и кричать.

Эстрадный вокал возник на основе разговора и крика. Это, так называемая, речевая манера пения.
Так поют западные певцы и большинство русскоязычных звезд.

Почему среди русскоязычного населения бытует прочное представление, что в пении звук нужно тянуть и петь очень чисто и аккуратно?
Потому что в русской культуре долго формировались народная школа вокала и академическая - они старые и устоявшиеся. А русская эстрадная школа вокала очень молодая.
Также играют роль культурные особенности и особенности русской фонетики, которые сформировали привычку к протяжному пению.
Массовое музыкальное образование до сих пор проходит на базе академической и хоровой школы, а эстрадных музыкальных школ очень мало.
Из-за этого и существует прочное представление, что петь - это значит все время тянуть звук, а также, что важно петь "чисто", точно попадая в ноты.

Миф 2: "Научим петь за 5 занятий", "Вы выучите 20 песен за 10 занятий".
Реальность: Люди учатся петь примерно за то же время, за которое осваивают и другие сферы.

Сколько занятий по вождению у людей в автошколе? Сколько часов нужно поработать с фотоаппаратом, если вы первый раз взяли в руки камеру? Сколько раз нужно сходить на танцы, чтобы начать координировать тело, выучить основные движения и танцевать простые связки? Сколько месяцев нужно походить в тренажерный зал, чтобы разобраться, как тренироваться, и увидеть первые изменения в фигуре?
Реальные сроки в вокале для освоения базы - примерно от 20 занятий.
Это примерно столько, сколько уходит на первые результаты в других сферах.
Срок может меняться в зависимости от таланта, но у большинство людей он примерно такой.

Пение - это комплекс навыков.

Вот базовые навыки, которые нужны для того, чтобы петь:
  1. Вокальная опора и певческое дыхание;
  2. Один тип звука - обычно это тванг;
  3. Одна позиция гортани - нейтральная или высокая, в зависимости от любимого репертуара;
  4. Основы артикуляции - как петь разные гласные, как правильно двигать челюстью, губами, мышцами лица;
  5. Основы дикции;
  6. Основы речевой манеры;
  7. Основы артистизма и художественной выразительности - как раскрепоститься, как включать эмоциональную палитру, как петь фразы по-разному, чтобы вас было интересно слушать.
Только на это уйдет 7 занятий, чтобы пройти каждую тему по одному разу.

А поскольку пение на физическом уровне - это биомеханика и мышечная работа, то нужно не только найти правильные ощущения, но и закрепить их.
Потом еще добавятся слова песни, и нужно будет следить и за ритмом, и за минусовкой (фонограммой).

Миф 3: "В нашей школе все педагоги - универсалы".
Другой вариант: "Я педагог, у меня академическое/хоровое/народное образование, но я могу научить вас петь любую музыку: поп, джаз, рок и т д. Вообще, академический вокал - это самое сложное, и тот, кто умеет петь оперу, может спеть всё".


Этот миф встречается в коммерческих студиях и школах среднего ценового сегмента, а также среди тех, кто просто хочет побольше заработать.
Студии должны находиться ближе к центру города и недалеко от метро, чтобы туда ходили люди. Это дает соответствующую стоимость аренды помещения. Днем они могут простаивать, потому что большинству людей удобно заниматься либо утром до работы, либо вечером после работы. Плюс, есть текущие расходы, расходы на оборудование, на рекламу, иногда на ремонт.
Экономическая модель таких студий складывается тогда, когда они экономят на зарплате и платят педагогам 400-500 рублей в час, изредка до 800 рублей. На такую зарплату сложно привлечь хороших преподавателей, поэтому в студиях часто работают педагоги с маленьким опытом и/или с непрофильным образованием.

Если педагог не учился эстрадно-джазовому вокалу, а имеет академическое или хоровое образование, некоторые запросы в эстраде он может удовлетворить. Он может научить вас петь в стиле "классический кроссовер", а также европейский шансон, некоторые песни из мюзиклов, музыку советской эстрады и песни из советских кинофильмов, некоторые песни из рока и металла (Тарья Турунен, отдельные песни Queen). То есть, ту музыку, которая находится на стыке эстрады и оперы.
Если у педагога образование по народному вокалу, он может научить петь в такой манере, как поют Пелагея, Мельница, Калинов Мост, Чичерина, Сурганова, Ария, Ольга Арефьева.

Также нужно понимать, что, кроме техники, в музыке существует понятие стиля, стилистики. Для стилистики нужно быть глубоко погруженным в материал. Очень сложно хорошо петь утром оперу, а вечером эстраду.
Поэтому, если вы не разбираетесь в вокале и у вас нет знакомых из этой сферы, безопаснее найти педагога, который специализируется на одном направлении.

Миф 4: "Диафрагма в пении - это очень важно, нужно уметь ей управлять, это один из ключевых элементов в пении".
Реальность: Диафрагму нельзя почувствовать, нельзя напрямую ей управлять, управление звуком осуществляется с помощью других мест.

Чтобы понять правду про диафрагму, достаточно посмотреть анатомию тела. Диафрагма находится внутри тела и отделяет легкие от брюшной полости. Она располагается, очень упрощенно, перпендикулярно прямой мышце живота, внутри тела. Почувствовать работу диафрагмы - все равно что пытаться почувствовать печень или мускулатуру желудка.
Диафрагма - это дыхательная мышца.
Она влияет на качество звука, но не прямо, а косвенно. Бесполезно ложиться на пол, класть на живот книги, толкать стену и преподавателя, чтобы ее ощутить. Если вы будете толкать книги на животе и рояль, то да, вы почувствуете мышцы, только это будет не диафрагма, а брюшная стенка.
В пении нужно работать теми мышцами, которые напрягаются, когда вы кричите. Это несколько слоев мышц брюшной стенки, межреберная мускулатура, а в спине - широчайшая мышца и разгибатели позвоночника.

Миф 5: "Вокальная опора - это одно место, конкретно в эту область/точку нужно опирать звук".
Реальность: Вокальная опора - это многочисленные мышцы корпуса. Это и живот, и спина, и бока, и даже шея.

Многие педагоги советуют опирать звук на какое-то одно место - обычно на низ живота, или область диафрагмы, или спину.
Но великие певцы последних 300 лет твердили, что петь нужно «всем телом». Отчасти они имели в виду раскрепощенное тело, которое делает множество мелких и крупных движений, чтобы подстроиться под звук, а отчасти - что звук опирается на многие места, а не на одно.

В пении естественным образом работают несколько слоев мышц брюшной стенки, межреберная мускулатура, а в спине - широчайшая мышца и разгибатели. Это можно почувствовать, если вы потрогаете свой корпус во время крика в разных местах. Зачем специально выключать какие-то мышцы, которые природой предусмотрены для звукоизвлечения, которые у всех людей работают непроизвольно?
Нужно соотносить мышечную работу со звуком.
Если звук тихий и в разговорном диапазоне - нужно использовать минимум мышц для поддержки. Если звук мощный - и мыщц нужно подключать больше, и работать они должны сильнее.
Опирайте звук на разные места, и вы почувствуете свободу в пении и полный комфорт.

Миф 6: "Это самая эффективная методика преподавания".
Реальность: Самое эффективное обучение - это когда у преподавателя объемное понимание вокала, потому что разные методики делают упор на разные стороны вокала.

В вокале много составляющих. Есть техника, которая делится на несколько блоков, музыкальность и артистизм, драматургия и актерское мастерство, есть разные типы звука и ровность звучания во всех регистрах, есть виртуозное владение дыханием, различные приемы, экстрим-техники, мелизматика, ритмика, стилистика.
Я прошла много курсов и обучений по разным методикам и не встретила еще ни одной методики, которая бы соединяла в себе все элементы. Разные методики освещают разные стороны вокала.
Если преподаватель активно "продает" вам одну методику, это может говорить об узости его профессионального кругозора и недостаточной компетентности.