ЮЛИЯ ГОРБАН

Зажим гортани в пении

Почему возникают зажимы гортани и как от них избавиться?
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
У зажимов гортани в 95% случаев две причины.

1. Первая и основная причина зажимов гортани - это неработающая или плохо работающая вокальная опора.

Из-за этого звуку не хватает силы и объема, и вы начинаете давить горлом, чтобы сделать звук громче и ярче.
Также опора отвечает за управляемость, и когда звук плывет, вы теряете контроль и тоже начинаете зажимать горло в попытке удержать звук. Особенно, на сложных верхних нотах.

2. Вторая причина - неправильная вокальная позиция.

Это то, как вы формируете звук губами, мышцами лица и движениями челюсти.
Когда у вас опущена верхняя губа, рот мало открывается, а лицо мрачное и напряженное, звук не резонирует в головном резонаторе, и из-за этого он тусклый и глухой. Инстинктивно пытаясь сделать его ярче, вы напрягаете горло, стараясь выдавить из себя звук получше.

Очень часто 1 и 2 причины идут вместе. Нужно одновременно и опоры добавить, и позицию поправить.

Оставшиеся 5% - это мелкие зажимы грудной клетки, верхней части спины, задней поверхности шеи и челюсти.
Эти зажимы почти всегда накладываются на первые две причины - неработающую опору и неправильную позицию.

Но если с опорой и позицией все отлично, то последите, чтобы грудь и плечевой пояс были расправлены, спина пластична, шея спокойно откидывалась назад, а челюсть двигалась легче, как на хорошо смазанных шарнирах.


Разберем подробнее.

1. Первая причина зажимов - мало опоры.

Голосовые складки сами по себе не могут издавать сильный звук. Когда в ходе экспериментов к ним подключили электроды и пустили электрические импульсы, они зазвучали очень тихо, и не самым приятным звуком.
Силу и тембр звук приобретает, когда выходящий из легких воздух прорывается через голосовые складки, и они начинают колебаться. Воздушная струя, которая давит на складки, должна иметь достаточную мощность. Только тогда голос будет иметь объем, динамику, полнозвучность.

Чтобы эта мощность появилась, нужно подключить мышцы корпуса.

Как?

Расслабить живот.

Чтобы мышцы во время пения спокойно выходили вперед.

  1. Вперед.
  2. Спокойно!

Важно - нужно расслабить самый низ живота, а не то место, где находится желудок. Когда вы кричите, смеетесь, кашляете или стонете, внизу живота вы чувствуете мышечные колебания, толчки.
Вот это место и нужно расслабить. Оно и должно работать во время пения.

Живот нельзя поджимать в себя, и нельзя давить на него слишком жестко.

Это очень частая ошибка - даже зная про вокальную опору, люди годами пользуются ей неправильно, давя в живот с таким чувством, будто в одиночку двигают рояль, у них вот-вот лопнут все жилы. При этом мышцы уходят в сильный зажим, вы берете верхние ноты с огромными энергозатратами, голос устает, а вы выдыхаетесь и не можете достичь свободы в звуке. Эту ошибку порой делают даже профессионалы.

В живот нужно давить сильно, но мягко, как будто вы стонете.
Это одинаково важно. И сильно. И мягко.

Вот тогда звук приобретет объем и мощь, и ваше горло расслабится само собой. Ему просто не нужно будет напрягаться, потому что звук и так сильный, и выходит из вашего тела легко.

Еще у вас будут работать мышцы спины и боков, которые тоже совершают движения наружу. Поначалу эти движения будут слабые, или вообще будут отсутствовать, потому что эти мышцы мельче и часто намного слабее, чем мышцы живота. Но это тоже важная часть вокальной опоры, и она будет развиваться, когда вы начнете заниматься.
В дальнейшем для опоры нужно будет пользоваться спиной не меньше, чем животом.
На верхних звуках удобно больше подключать спину, а на нижних - живот, это дает наиболее естественную и комфортную поддержку звука.

2. Вторая причина зажимов - неправильная позиция.

Дело в том, что начальный тихий звук, издаваемый голосовыми складками, усиливается в нашем теле двумя способами: с помощью опоры на мышцы и с помощью резонаторов.
Резонаторы для звука - это области с костными структурами. Их для пения две - грудная клетка и голова.

Грудная клетка, или грудина хорошо резонирует, когда у вас не зажата опора. Грудная клетка при этом расслабляется и резонирует полноценно.

А с головными резонаторами чуть сложнее.

Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.
За яркость, звонкость и полетность звука отвечают области пазух - гайморовых и фронтальных, то есть, области щек и лба.

Чтобы звук зарезонировал в этих областях, нужно приподнять верхнюю губу, и, мысленно отправив звук на передние зубы, эмоционально воскликнуть:"Hi!", "Wow!", "What?"
По-русски можно позвать: "Ваня!" "Маня!", при этом представьте, что вы кричите в деревне на улице.
Расслабьте шею, не вжимайте челюсть в грудь, и откройте рот как будто в стороны. Когда вы кричите, вы ведь рефлекторно подаетесь вперед, верно? Немного подается и тело, и голова. Сделайте то же самое. Позовите так, будто идете купаться на речку в солнечный день, и вам не терпится. Или представьте еще что-то приятное.

Звук станет ярче, в нем появятся верхние частоты, он станет более звонкий и полетный, и горло расслабится. Ему не нужно будет напрягаться, чтобы выжать из голоса яркость и тембр.

То есть. Зажимы гортани - это следствие того, что нужные места у вас не работают.

Нельзя убрать зажимы просто так. Взять и просто расслабить горло. Не получится. Оно у вас снова зажмется через секунду или через минуту, когда вы услышите, что звук стал "не очень". А он постоянно будет "не очень", если вокальная структура работает неправильно.

Нужно держать внимание на тех местах, которые должны работать - на мышцах корпуса и на позиции.
И горло расслабится.

Лучше всего заниматься пением в комфортной атмосфере, без внутреннего принуждения и самобичевания. Это важно по двум причинам. Первое: давление, принуждение и негативные эмоции выливаются в закрепощенное тело и физические зажимы. А легкое отношение к жизни и хорошее настроение - это пластичное тело и отсутствие физических блоков. Когда у вас нет зажимов, вы гораздо быстрее прогрессируете технически. Быстрее всего учатся петь те люди, которые не заморачиваются. Второе: все люди, даже талантливые, учатся петь через практику, через поиск звука и многократное повторение. И эти поиски и повторения не должны вас фрустрировать. Нельзя научиться петь, хорошенько обдумав звук. Это нормально - повторять много раз, искать, подражать, копировать, нащупывать верные ощущения. Да и вообще, вы молодец уже потому, что организовали себя и пробуете. Другие пока только хотят, а вы уже делаете.

Если у вас не получается убрать самобичевание, и вы к себе слишком строги и много расстраиваетесь, то прочитайте мою статью про психологические зажимы в вокале.