ЮЛИЯ ГОРБАН

Как работает голос - анатомия для начинающих вокалистов

Многие из нас любят петь, но когда дело доходит до обучения вокалу, встает вопрос: как учиться эффективно и правильно? Пение - это продукт работы голосового аппарата. Понимание анатомии этого аппарата позволит вам быстрее взять голос под контроль. Вы поймете логику обучения и сможете точнее и увереннее исполнять вокальные приемы. Такой подход превратит обучение не в слепой поиск нужных звуков, а в понятный последовательный процесс.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Еще не так давно вокальное обучение строилось преимущественно на образах. Преподаватели говорили: "Представь, что ты нюхаешь цветок, представь, что кусаешь яблоко, представь, что у тебя во рту мыльный пузырь" и так далее, и тому подобное. Образный подход в пении и правда помогает, но когда он ничем больше не подкреплен, человек учится довольно медленно, а результат нестабилен. Один раз нота или прием получаются, а второй раз - нет. Приходится подолгу искать звук, и нет полной уверенности, что он правильный. Во время пения может преследовать страх, потому что нет ясности в технике, и вы полагаетесь на смутные ориентиры. Обучение при этом завязано на воображение, и если на занятие вы пришли уставший, невыспавшийся или не в настроении, то урок проходит наполовину впустую из-за того, что вам сложно эмоционально включиться и представлять то, что просит педагог. Наконец, вы полностью зависите от преподавателя, потому что не понимаете, как сделали на уроке прием или звучание, и дома у вас все разваливается.
Я считаю, что обучение только через образы уже устарело, и вокал требует более структурного подхода. Предлагаю вам познакомиться с анатомией вокального аппарата и перейти с вашим голосом на “ты”.

Из чего состоит вокальная структура?

Условно ее можно поделить на четыре части:
  1. То, где звук рождается
  2. То, где звук усиливается
  3. То, с помощью чего звук управляется и стабилизируется
  4. То, где звук оформляется тембрально

Это один из способов объяснить структуру голоса, и я предлагаю вам упрощенную схему. В ней есть нюансы, и она требует дополнений, но вы можете воспользоваться ей для начального ознакомления. Более полный взгляд я опишу в другой статье по анатомии вокала.

1. То, где рождается звук
Звук рождается в гортани. Гортань - это часть дыхательной системы, она соединяет легкие и трахею с полостью рта и носа. Гортань - это гибкая подвижная трубка из хрящей, подвешенная в системе мышц шеи.
Внутри гортани находятся голосовые связки.
Голосовые связки - это не связки в прямом смысле слова. Это две плотные и эластичные мышечные складки. Но в вокале принято название “голосовые связки”, поэтому я буду использовать его.
Когда человек молчит, связки расслабленны и раздвинуты в стороны, и через отверстие между ними свободно проходит воздух во время вдоха и выдоха. Когда мы хотим что-то сказать или спеть, связки смыкаются под действием сигналов нервной системы, а воздух, выходящий из легких, проходит через трахею в гортань и упирается в сомкнутые связки. Связки под давлением воздушной струи начинают вибрировать, из чего возникает звуковая волна. Это происходит мгновенно.
Звук, который создают связки, довольно слабый и тембрально бедный. Чтобы он стал громче и красивее, подключаются другие элементы вокальной системы. Звук от связок поднимается в ротоглотку и/или носоглотку и там видоизменяется с помощью нёба, языка, челюсти и зубов, а также комплекса резонаторов. Еще он подкрепляется и усиливается вокальной опорой, и получается некий финальный звук, который мы слышим.

2. То, где звук усиливается
Это система резонаторов. Самые простые резонаторы - это объемные полости, в которых возникает резонанс звука, его усиление и тембральное обогащение. Попробуйте положить колонку с музыкой в большую кастрюлю - звук, отражаясь от стенок кастрюли, станет громче и объемнее. Простой пример резонатора - корпус гитары. Звук от струн усиливается в объемной полости корпуса инструмента.
Вы замечали, что намного проще и приятнее петь в помещениях с хорошим резонансом, там, где голые стены? В таких помещениях голос летит сам собой, он красивый, яркий, объемный, мы слышим приятное эхо, которое продляет звуки. Примерно так же действуют резонаторы у человека - они усиливают звук и делают его полетным. Поэтому, когда мы используем резонаторы, петь намного легче, а звук получается интереснее.
У человека много резонаторов. Самые простые - это гортань, полость рта, ротоглотка и носоглотка, носовые и лобные пазухи.
Однако, звук может резонировать не только в полостях. Резонируют также костные структуры - кости лица и черепа, зубы, кости грудной клетки. В некоторой степени резонируют даже мышцы, находящиеся в тонусе. Поэтому наш голос, начинаясь с голосовых связок, распространяется в голове и теле через резонанс, что делает звук громче, объемнее, насыщает его разными частотами, тембрально обогащает.

3. То, чем звук управляется и стабилизируется
Управляется звук вокальной опорой. Именно использование опоры делает звук стабильным, ровным и однородным. Правильная опора помогает звуку не дрожать и не вихляться.
Обычно, когда голос не слушается и не звучит так, как надо, его пытаются контролировать и давить "горлом", зажимая гортань. От этого быстро возникает усталость голоса, першение, дискомфорт. Петь "на горле" неправильно и неудобно, нужно подключать вокальную опору, а горло расслаблять.
Вокальная опора - это комплекс мышц тела. Это несколько мышц живота и спины, а также межреберные мышцы. Еще к опоре условно можно отнести мышцы шеи, поскольку они стабилизируют гортань.
Самый простой вид вокальной опоры можно почувствовать, когда вы кричите. В этот момент ваши мышцы сокращаются, что помогает поддержать громкий звук.
Кроме стабилизации звука, с помощью опоры можно делать разные эффекты - усиливать и ослаблять громкость (эффект крещендо и диминуэндо), делать вибрато, стаккато, баунс (акценты) и так далее. На опоре звук сидит, как на балансирующей подушке, поэтому она участвует практически во всех вокальных техниках и приемах. Использование опоры также придает звуку силу и объем, насыщенность, “мясистость”.

4. То, как звук оформляется тембрально.
Здесь включаются в работу артикуляционные органы.
Когда звук поднялся из гортани и усилился резонансом, его можно дополнительно оформить артикуляторами. Артикуляторы - это язык, мягкое нёбо, зубы, губы, челюсть, частично мышцы лица. Всем этим (кроме зубов) можно двигать и делать звук более плоским или объемным, более теплым или прохладным, более светлым или темным и так далее.
Также артикуляция влияет на то, как мы произносим согласные и слова, что тоже меняет звучание.
В создании тембра участвуют не только артикуляторы, но и резонанс, и подача воздуха, и положение гортани, но на начальном уровне я предлагаю упрощенную схему.

Голос - это сложная система, и формирование звука происходит не так, как, например, собирают фен на заводе, поочередно добавляя к прибору разные элементы.
В вокальной структуре многие элементы взаимосвязаны и анатомически, и функционально. Например, когда человек опускает вниз челюсть (из пункта 4), у него часто одновременно опускается и гортань (из пункта 1). Опущенная гортань меняет резонанс и делает более темную окраску звучания. Опущенная челюсть создает больше пространства во рту, и это тоже меняет резонанс и окраску звука.
Или, к примеру, жесткая атака согласных (работа языка из пункта 4) одновременно активизирует опору (из пункта 3), которая начинает работать более резко и жестко.
Добавьте к этому нервную систему и эмоциональные импульсы, которые влияют на произношение слов и работу артикуляционных органов, на резонанс и многое другое (когда человек воображает, что посылает ноту далеко, его голос становится более полетным).

Изучение анатомии голоса дает понимание того, как работают элементы голосового аппарата и как они взаимодействуют между собой. Это помогает более эффективно управлять голосом и добиваться желаемого звучания. Структурированный и осознанный подход ускоряет обучение и помогает достичь более стабильных и предсказуемых результатов.

Вооружившись этими знаниями, вы сможете улучшить свою технику пения, и это быстрее откроет вам возможности для творчества и эмоционального выражения. Вы сможете не просто следовать указаниям преподавателя, но и стать более проактивным, самостоятельно экспериментировать и исследовать свой голос, что поможет вам обрести уникальную и выразительную манеру пения.
Вам также может быть интересно:
Зажим гортани в пении
Почему возникают зажимы гортани и как от них избавиться
Легкие песни для начинающих вокалистов
В этой статье я рассказываю о том, как правильно выбирать песни в начале обучения. Внизу статьи вы найдете список несложных и симпатичных русских песен для начинающих вокалистов.
Как петь высокие ноты?
Как петь высоко, громко и без напряга? Как петь высокие ноты на опоре? Как расширить диапазон?