Юлия Горбан

Как петь высокие ноты?

Один из самых частых вопросов в вокале - это "Как петь высокие ноты?".
Эффектные песни - это почти всегда высокие ноты. Хитовые песни - это высокие ноты. Даже в обычных песнях постоянно встречаются высокие ноты. Да и средние ноты даются с трудом, если диапазон ограничен. Нам хочется петь от всей души и не ущемлять себя в репертуаре.
Проблема высоких нот актуальна и для новичков, и для любителей, и даже для профессионалов.
Давайте разберемся, какие секреты здесь скрываются. Это длинная статья, я подробно описываю все условия, из которых складываются высокие ноты. Скорее всего, часть этих условий вы не знали, даже если учились вокалу.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Как петь высоко и легко?
Как петь высокие ноты на опоре?
Как петь мощно и не напрягаться?
Как расширить диапазон?
Это все вообще реально?

Да, реально. Более того, это даже нормально с точки зрения физиологии. Дело в том, что у нас есть 3 регистра голоса. Нижний, средний и верхний. Нижний и средний регистр - разговорные. То есть, это та высота, те ноты, на которых вам удобно говорить. Если вы обратите внимание на человека с выразительной речью, то заметите, что у него часто меняется высота голоса во фразах. Это называется интонация, и она может быть очень амплитудной. Обычно такая речь встречается у людей, которые специально ею занимались - у актеров, дикторов, озвучивателей, певцов. Красивая и выразительная речь то глубокая и бархатная, то взмывает вверх в восклицаниях и вопросах.
Такую речь можно натренировать, но в естественных условиях высота голоса напрямую связана с эмоциями. Когда мы спокойны и расслабленны, то обычно говорим в нижнем регистре, особенно, в интимной обстановке. В будничной жизни голос звучит немного выше, а когда мы возмущаемся или радуемся, то голос взмывает вверх, на грани с криком. Большинство людей разговаривают довольно монотонно, не позволяя голосу подниматься и опускаться. Ведь мы живем в современных квартирах близко друг к другу, работаем в небольших пространствах, и правила приличия обязывают нас держаться в рамках. Поэтому люди почти забыли, что умеют не только разговаривать, но еще кричать, визжать, восклицать и всячески громко выражаться. А именно на этом уровне находятся высокие ноты в песнях. И эти высокие ноты по механике образования звука такие же, как крик, визг и тому подобные способы коммуникации. Только в пении крик и визг смягчен и облагорожен, поэтому звучит красиво, и не все догадываются об истинной природе высоких звуков. К тому же, из-за культурных шаблонов и физических и эмоциональных зажимов многие люди подавляют эмоции и стесняются пользоваться своим голосом в полную силу.

Итак, из чего складываются высокие ноты?

1. Вам нужна хорошая вокальная опора.

Тут многие покривятся, потому что иногда преподаватели говорят только про опору и ничему другому не учат. Вы тужитесь и пыжитесь, а педагог все твердит, что опоры не хватает. Знакомо?
Проблема в том, что большинство людей пользуются опорой неправильно, и она не выполняет свою функцию. Ко мне приходили профессиональные певцы, работающие по несколько лет в клубах и театрах, и жаловались на проблемы с верхними нотами. Я трогала мышцы, а они были зажаты и почти не работали. Что говорить про любителей? К сожалению, многие педагоги не понимают или не могут объяснить, как правильно опирать звук, хотя и знают, что опирать важно.
Так что же такое опора и как правильно опирать звук?
Опора звука или вокальная опора - это работа мышц корпуса - брюшной стенки, боков, спины. Когда вы кричите, эти мышцы сокращаются, чтобы поддержать большую массу звука, и это является самым простым видом опоры.
Опора должна быть сильная, но пластичная. То есть, мышцы должны работать активно, но живот не должен зажиматься! Он не должен становиться твердым, как доска. Большинство людей в попытке опереть звук напрягают живот слишком резко и жестко, и мышцы уходят в зажим. Это часто происходит, когда педагоги говорят: "Представь, что толкаешь рояль", "Толкай меня", "Толкай стену". Вы толкаете изо всех сил, и мышцы напрягаются чрезмерно. При этом может возникнуть ощущение, что живот поджимается внутрь тела, "в себя". Напрягается не только живот, но и грудь, горло, напряжение распространяется на структуры, которые в пении должны быть расслабленны.
Чтобы понять, как делать неправильно, представьте, что вы имитируете каратиста: "Ха, ха, ха!", и у вас толчками сокращается живот, мышцы становятся твердыми.
Так в пении делать нельзя.
А чтобы понять, как делать правильно, представьте, что вы отдыхаете на пляже, вокруг друзья, вам весело, и тут вы видите еще одного друга вдалеке и кричите ему: "Эээээй! Вааань!"
Если вы позитивны и расслаблены, но кричите куда-то далеко, то мышцы заработают активно и без зажима. Это будет другое движение - не резкий тычок, а мягкая сильная волна. Живот в этот момент как будто надувается. Он выдвигается вперед, и мышцы растягиваются.
Именно так живот должен работать в пении.
Важно - расслабляйте брюшную стенку, чтобы у вас работал также низ живота - пространство от пупка и до лобковой кости. Это редко получается сразу. Многие люди привыкли находиться в тонусе и втягивать живот, чтобы красиво выглядеть. Но в пении брюшная стенка должна быть расслаблена, чтобы полноценно работать.
Обратите внимание - живот - это базовый элемент. Для полноценной опоры звука и особенно для высоких нот нужно также наработать опору на мышцы боков и спины. Важную роль в опоре играют межреберные мышцы. Во время крика и пения высоких нот у человека работает весь корпус , а не только область пупка.
Верхние ноты я рекомендую опирать больше на бока и спину, нежели на живот. Поскольку опора на низ живота в этом случае чревата излишним давлением, форсированием звука и опущением гортани. А форсирование и низкая гортань дают напряжение и срыв голоса.

2. На верхних нотах широко открывайте рот.

На высоких нотах посмотрите в зеркало или запишите себя на видео. Часто людям у меня на занятиях кажется, что они широко открывают рот, а я вижу, что совсем нет. Из-за этого звук не может свободно выйти и хорошо зарезонировать. У вас может быть ощущение, что рот открыт широко по сравнению с обычной речью, но для верхних нот этого недостаточно, потому что в разговоре большинство людей рот вообще почти не открывают и почти не двигают губами. Поэтому в пении открывайте рот в два раза шире, чем хочется. Но открывайте правильно. Правильно - это в стороны и вверх, а не вниз. Когда вы сильно отваливаете челюсть вниз, у вас уходит вниз и гортань, а с высокими нотами это несовместимо. Расслабьте рот, растяните его пошире и задерите верхнюю губу, чтобы оголились зубы. Вы поймете, что это за движение, если изобразите леопарда, который ощетинился и шипит.
Добавьте огонька в глаза, придайте лицу выражение радости и любопытства, поднимайте вверх щеки, чтобы они тянули за собой губу. Можно прищуриться. Тогда лицо начнет вам помогать, рот будет открыть проще, ноты станут станут легче и чище. Не хмурьтесь и не пойте с напряженным или скорбным лицом, артикуляция будет неверной.

3. Берите верхние ноты более плоским звуком, чем в середине диапазона и тем более внизу.

Не пытайтесь наверху сделать такой же округлый и объемный звук, как на средних нотах. Когда человек кричит, и его голос звучит высоко, в нем нет бархата и мягкости.
В пении на высоких нотах звук может быть округлым в двух случаях: вы либо поете в головном регистре довольно слабым и тихим звуком, либо хорошо владеете голосом и можете смягчать и округлять звучание в грудном регистре. Это уже продвинутый уровень. А на базовом уровне звук наверху естественным образом становится более плоским, пронзительным, звенящим. Если вы не привыкли петь верха, то с непривычки может казаться, что звук слишком резкий, но это правильное ощущение. Немного позже, когда вы будете брать верха уверенно, вы сможете играть позицией, округлять и смягчать звук, петь более объемной манерой, например, как в технике белтинг. Но это делается на более поздних этапах обучения.

4. Используйте назализацию.

Секрет высоких нот и широкого диапазона - это назализация звука или назальность. Назальность - это носовой призвук, когда звук, выходящий из гортани, идет одновременно в ротоглотку и носоглотку. Это резонанс звука в области носа, щек, верхних зубов, который ощущается как звон, вибрация, щекотка, мурашки. Вы можете его почувствовать, когда кричите и визжите. Звук приобретает характерный звон и пронзительность. Если отправлять звук только в рот и не использовать носовой резонанс, то у вас всегда будет ограничение в диапазоне. Звук, идущий только в рот, имеет физиологический предел, у женщин он ограничен первой октавой. Если вы никогда не пользовались носом, то подключив его, вы за одно занятие добавите себе как минимум одну октаву к диапазону, то есть, целых семь нот.
Чтобы почувствовать, как направить звук в нос, попробуйте помяукать, как мартовский кот, изобразить чайку, утку, повизжать, похныкать и поплакать, как будто вам два года. Звук будет звенеть в носу, около носа, в переносице, или в нёбе, или между нёбом и носом, а горло как будто выключится. Ощущения в горле пропадут, у вас будет чувство, что оно перестало работать. Когда вы почувствовали носовой звук, постепенно добавляйте это ощущение в пении. Чем выше ноты - тем больше звона, больше назальности.

5. Делайте смягченную атаку звука на верхних нотах.

Почти все люди делают одинаковую ошибку с высокими нотами - они резко на них набрасываются, пытаются взять наскоком, нахрапом. Обычно из этого ничего не получается. Когда вы пытаетесь резко взять верхние ноты, зажимается горло и все мышцы во рту, а опора (мышцы корпуса) сокращается слишком резко и жестко. Из-за этого ноты срываются, и вы копите страх и привычку к зажимам. Атаку звука (начало звука) на верхних нотах нужно смягчать, как будто вы сперва наметили ноту, а затем послали в нее полный голос. Тогда вы избежите зажима, и дальше сможете делать с нотой все, что захотите - крещендо или диминуэндо (усиление или ослабление громкости), вибрато, дисторшн, или просто длинно и эффектно протянуть прямой звук. Этот навык сложно объяснить на словах, для него я даю специальные упражнения на занятиях.

6. Смягчайте согласные на верхних нотах.

Еще одна ошибка - когда люди поют верха резко и громко, они непроизвольно делают жесткие агрессивные согласные, а это тоже дает зажим гортани. Последите за согласными, постарайтесь сделать их очень маленькими, незаметными и мягкими. Как будто смазанными. Пойте более мягкими и расслабленными губами. Положите пальцы на губы и попробуйте взять ноты по-разному - жестче, мягче. И согласные произнести сначала жестко и твердо, а затем мягко. Такие смазанные согласные позволяют обойти зажимы.

7. Верхние ноты пойте с акцентами, ослабляя звук между ними.

Еще одна ошибка, которую делают почти все - если мелодия идет наверху, ее пытаются петь одной длинной непрерывной фразой, плотной стеной звука. Люди пытаются изо всех сил удержать звук и боятся его ослабить хоть на мгновение, чтобы он не сорвался. Это дает сильное напряжение всего вокального аппарата, и так петь тяжело, а звук получается некрасивый.
Если у вас не одна нота наверху, а целая фраза или несколько фраз, делайте частые акценты на нотах, а между ними слегка ослабляйте голос, чтобы ваши связки работали динамично, а не статично. Опору при этом тоже нужно чуть-чуть ослаблять, но совсем немного. Если вы сохраните активность голосовой структуры, будете держать позицию во рту, не прикрывать губы, то вы сможете удерживать звук, но фразы польются легче. Тренируйтесь на маленьком кусочке - сперва на одном слове, потом на двух, потом на фразе.

8. Закрытые гласные на верхних нотах приближайте по звучанию к открытым.

Если на верхних нотах у вас слова с "О" и "У", эти гласные нужно приблизить по звучанию к "А". Никто из профессионалов не поет наверху обычные закрытые "О" и "У". Все всегда (за редким исключением) поют какую-то среднюю по звучанию гласную, смешанную. Гласные наверху (О, У, Э) принято приближать по звучанию к "А". Не делать этого - частая ошибка, и она легко исправляется. Не бойтесь, что зрители не поймут слова. Если вы наполовину меняете звучание отдельных гласных, слова продолжают хорошо различаться.

9. Нужно цепляться акцентами и позицией за самые высокие ноты, а не между ними.

Это универсальное правило, которое работает бессознательно и продиктовано физиологией. Когда в разговоре мы делаем ударения в словах, звук на ударениях естественным образом поднимается, если только мы не уводим интонацию специально вниз. Скажите по очереди несколько слов, и вы заметите, что на ударениях голос становится выше. Если не становится - значит вы говорите монотонно. Попробуйте сказать эмоционально. То же самое в пении - для человека естественно делать ударения на самых высоких звуках, тогда эти звуки будет легче петь. В пении мы говорим не "ударения", а "акценты", но смысл тот же.
Воспринимайте это как универсальное правило. Скачок мелодии вверх - это акцент. Маленький скачок - маленький акцент. Скачок побольше - акцент побольше.

10. Не бойтесь. Страх - это всегда зажим и гортани, и вокальной опоры.

Возможно, вы уже накопили страх перед высокими нотами, но не переживайте, от него можно избавиться.
Поймите, что высокие ноты для человека физиологически абсолютно естественны.
Когда мы кричим и особенно визжим, голос поднимается вверх. Просто сейчас мы живем в городах, где много людей, мы находимся близко друг к другу, почти никогда не кричим и забыли это ощущение. Высокие ноты начинают получаться, если их воспринимать не как пение, а как крик. Чтобы это был вокальный крик (пение), нужно смягчить атаку звука, крикнуть немного тише, чем обычно, слегка прикрыть позицию и протянуть звук дольше с помощью опоры на мышцы тела. У вас получится красивая длинная и совершенно вокальная нота.
Если вам страшно кричать, вы можете брать высокие ноты сначала тихо, как будто кричите что-то знакомому шепотом через длинный коридор. Только делайте все остальное так, будто поете в полную силу - включайте опору, эмоции, открывайте рот. И затем понемногу добавляйте громкость. Это поможет убрать страх перед высокими нотами.

11. Верхние ноты, как правило, не поются так громко, как вам кажется.

Да-да, они не настолько мощные.
Людям кажется, что громкие высокие ноты всегда очень мощные и требуют много усилий. Но зачастую это психологический эффект. Высокие ноты эмоционально экспрессивные. А также более резкие по звучанию, если это тванг, и обманчиво мощные из-за объема звука, если это белтинг.
Артисты часто поют верха очень пылко. Это буквально эмоциональная буря. Но сам голос, его силу они при этом придерживают, не позволяя себе орать. Создается эффект, будто нота сносит вас с ног, хотя певец при этом прикладывает физических усилий меньше, чем кажется.
Также высокие ноты иногда берут сухим и сдавленным звуком, особенно в рок-музыке. Это тоже звучит экспрессивно, но в такой манере на верхних нотах нет большой массы звука, и они берутся почти без усилий.
Люди часто перенапрягаются на верхах и прилагают много избыточных усилий. Этот момент не всегда просто понять и желательно увидеть иллюстрацию преподавателя, но вы можете записать себя на диктофон и послушать разницу. Попробуйте сначала взять верха, как вы обычно это делаете. А потом оставьте много эмоций, прибавьте опоры, а силы голоса и массы звука используйте в два раза меньше.
Очень важно эмоции оставить, а голос прибрать. Поначалу это сложно. Либо эмоции уходят вместе со звуком, либо вы продолжаете орать со всей дури. Попробуйте несколько раз. Вы можете удивиться, что сдержанный вариант звучит красивее, хотя вам кажется, что вы поете слишком тихо. Однако, это правильное ощущение. Как будто вы поете не слишком мощно, но с большим чувством.

12. Верхние ноты не всегда такие высокие, как вы думаете.

"Вот тебе на" - скажете вы. "Я дурак что ли? Я же слышу, что высоко!"
Зачастую и правда высоко. Но примерно в четверти случаев певец в песне берет не очень высокую ноту очень высокой вокальной позицией. Из-за этого в ноте много высоких частот, а средних мало, и она обманчиво звучит, как высокая. Общее впечатление при этом - звук светлый и тонкий. В то время как сама нота находится в разговорном диапазоне, в первой октаве. Я много раз наблюдала удивленные лица учеников, когда объясняла и показывала этот эффект на занятиях. Иногда артисты обманывают так зрителя всю песню. Если вам кажется, что песня поется очень светлым и высоким звуком, проверьте ноты в любом приложении "Фортепиано", они могут оказаться ниже, чем вы думаете. Такой эффект достигается миксом: высокая позиция гортани + приподнятое нёбо + маленькая масса звука + преимущественное использование головного резонанса в грудном регистре + соответствующий эмоциональный посыл.

13. Если вы уже смело берете высокие ноты, то придержите слегка эмоции.

Бывает, что вы все делаете правильно - и опора мощная, и позиция хорошая, и страха уже нет, но когда вы с восторгом идете наверх, ноты срываются. Это происходит из-за того, что вас захлестывают эмоции, и вы немного передавливаете звук. Музыканты в таком случае говорят: "Киксанул". То есть, промазал.
Когда вы всей душой отдаетесь песне, это прекрасно. Это замечательное качество. Многие люди считают, что эмоции - это ерунда, что это могут все, а вот техника - это огого, техника это мастерство.
Нет.
Богатая эмоциональность - это редкое качество, и только с ним люди становятся известными музыкантами.
Если вы поете с глубоким чувством, вам остается совсем немного. Тренируйте навык, когда вы очень щедры в эмоциях, и вас накрывает волной, но при этом вы остаетесь немного сверху над ситуацией, и невидимым вторым планом контролируете себя. Вот такие вот контролируемые эмоции. Это психоэмоциональный навык, и он развивается. Вы в одном шаге от блаженства)