ЮЛИЯ ГОРБАН

Техника вокала

Техника вокала - это биомеханика, и ее условно можно разделить на 2 части:
1. То, что происходит внизу, в теле - вокальная опора, работа с дыханием. Это мышечная поддержка голоса.
2. То, что происходит наверху - в голове, шее, груди. Это наш вокальный тракт, который позволяет создавать разные звучания, приемы, резонанс звука.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Почему я выбрала именно такое деление? Потому что так легче визуально представить себе схему, по которой мы учимся петь.
"Низом" - мышцами корпуса и работой тела - мы поддерживаем звук и усиливаем его, делаем стабильным и объемным, управляем громкостью. Также с помощью опоры делаются акценты (bounce) в песнях, без которых немыслима западная манера пения. Это ее основные функции, которые она выполняет почти в одиночку. Опора - это база, которая присутствует всегда, когда мы поем. И уже на опору, на наш "низ" мы наслаиваем то, что делаем "верхом" - в горле, во рту, на лице.
"Верхом" - работой вокального тракта - мы делаем разные типы звучания, разные вокальные позиции, которые влияют на окраску звука, разные вокальные приемы и разный резонанс - чтобы сделать голос более звенящим или более бархатным.
"Низ" и "верх" работают одновременно, но берут на себя разные функции.

1. Внизу

У нас работают мышцы корпуса - живот, бока и спина.

Это певческая опора. Иначе говоря - мышечная опора звука. Про нее говорят - «петь на дыхании, петь на опоре».

Тело, мышцы в пении должны быть расслабленные, но не вялые, а активные.
Вся мышечная работа и субъективно ощущаемая тяжесть тела должна стремиться вниз, вплоть до бедер, а верхняя часть тела - грудная клетка и шея - должны оставаться расслабленными. Это позволит легко работать гортанью и петь с комфортом, без зажимов и усталости.
Колени должны быть мягкие, словно вы танцуете хип-хоп или бразильские танцы. Это позволит снять остаточные зажимы с живота, и певческая опора будет работать полноценно. Это важно. Без этого можно учиться годами, не достигая полной свободы в голосе.

Горло всегда зажимается из-за зажатых мышц тела, главным образом, живота.
Бесполезно пытаться расслабить горло и «снять звук со связок», если мышцы тела зажаты. Звук должен на что-то опираться. Если он не опирается правильно на живот, бока и спину, то вы неизбежно будете выдавливать звук горлом, форсировать, напрягаться, страдать. Это аксиома.
Свобода в горле достигается только правильной работой мышц корпуса!

Мышцы корпуса должны делать движение наружу. Именно так они работают при крике, когда мы кого-то зовем, эмоционально разговариваем, стонем. Не нужно втягивать их внутрь, это противоестественно.
Попробуйте постонать или крикнуть, позвать человека, и вы почувствуете, как мышцы сделали легкий толчок вперед. Это и есть самая простая певческая опора.

В пении нужно научиться не только таким коротким мышечным толчкам, но и более мягким и протяжным движениями, а также быстрым и легким, или составным - сначала будто простонали, а потом будто крикнули.

Можно догадаться, что мышцы в пении работают непрерывно. Звук все время балансирует на мышцах, только разным образом.
Движения мышц будут зависеть от конкретной фразы или слова в песне. Там, где звук мощный и громкий - движения будут более сильными и резкими. Там, где звук тише и мягче - и движения мышц будут мягче, как накатывающиеся волны.

2. Наверху

У нас работают: подключичная область, гортань, язык и небо, челюсть, губы, мышцы лица. Из этих составляющих можно собрать большое количество вариаций, от которых будет зависеть окраска звука.

Эти элементы тоже должны быть расслабленными, но активными.

Расслабленная грудь и спина, плечи: плечи часто зажимаются и задираются вверх, особенно, на высоких нотах. В такие моменты активнее работайте животом и спиной, тогда плечи сами собой расслабятся.

Гортань (горло): подвижная, не зажатая.

Челюсть: легкая, подвижная. Приучайте рот широко открываться, как на шарнирах.

Верхняя губа: держите ее чуть приподнятой, как будто вы смотрите с любопытством и хотите улыбнуться.

Твердые язык и губы дают более четкий и энергичный звук. Расслабленные - более мягкий, нежный.

Движения языка и неба - это обширная тема, которую я развиваю в других статьях, например, в статье про тванг.

С помощью этих составляющих мы меняем форму голосового тракта. И от того, какую форму мы соберем, будет зависеть тембр, краска, звучание.

Если разделить условно, то технически можно научиться петь на трех уровнях:

1. Базовый:
Певческая опора + 2-3 основных звучания (тванг, фальцет, speech).

Этого будет достаточно для любительского уровня - вечеринки, караоке, спеть дома, в гостях, в компании на даче.

2. Любительский:

Певческая опора + 4-6 звучаний (тванг, фальцет, speech, бэлтинг, субтон, микст) + несколько приемов, украшений.

Этим можно сорвать аплодисменты в караоке, слыть за талант среди знакомых, участвовать в любительских концертах и конкурсах, писать свои песни.

3. Профессиональный уровень:

Виртуозное владение опорой + до 12 звучаний и легкий переход между ними (тванг открытый и закрытый, оральный и назальный, бэлтинг, фальцет, субтон, speech, микст, cry, sob, опера) + владение смешанными звучаниями + 10 и более приемов + мелизматика + импровизация + владение разными стилями.

На любом уровне мы, конечно же, занимаемся не только техникой, но и стилем, разбором песен, фразировкой, драматургией, ритмикой, слухом, эмоциональным раскрепощением, движениями. Просто на разных уровнях мы погружаемся в эти темы на разную глубину.