ЮЛИЯ ГОРБАН

Мотивация в пении

Эта статья для тех, кто быстро падает духом, когда начинает заниматься вокалом. Я расскажу, как учиться эффективно и с удовольствием, а не расстраиваться после каждой ноты.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
У вас бывает, что вы расстраиваетесь, злитесь или разочарованы, что звук не получается с первого раза? Что вообще быстро научиться не получается? Нет удовольствия от процесса, и вы постоянно продираетесь через разочарование, ругаете себя и думаете, что бесталанны, а другие люди способнее и двигаются быстрее? Или вы сильно стесняетесь и стыдитесь, что педагог услышит, как вы поете?
Скорее всего, у вас не совсем верное представление о том, как люди учатся петь, а также могут быть чрезмерные ожидания.

Рассмотрим разные варианты.

1. Я все время расстраиваюсь и испытываю разочарование

Прежде всего, нужно понять, что вокал - это практическая дисциплина, ему нельзя научиться, хорошенько «обдумав звук», как следует осмыслив. Нельзя! Всем людям, даже самым талантливым, приходится учиться через практику, искать красивый и удобный звук, повторять по много раз, фиксировать свои ощущения, сравнивать, закреплять. Я часто даю ученикам на занятиях материал в развлекательной манере, чтобы поиски были веселыми и интересными, но поиски все равно будут.
Это нормально.
Даже самые известные певцы так делают!
Может быть, вам станет легче, если вы узнаете, как учились знаменитые джазовые певицы 20 века - они в огромных объемах копировали других исполнителей, которые были эталонами до них, а также уделяли самостоятельным поискам звучания по несколько часов в день.

После этого вам нужно понизить планку.

Это может звучать тоскливо, но когда вы сможете это сделать, вы испытаете большое облегчение и прилив сил и вдохновения.
Разочарование происходит от того, что вы представляете себе сразу блестящий результат - как вы круто выступили на сцене, а «зал рыдал, все лежали», или как поразили гостей в караоке, или просто как непринужденно сели и поете вечерком, эдакий домашний Эд Ширан.
А потом вы открываете рот, и все рушится. Каждая пропетая фраза показывает вам разрыв между реальностью и вашими мечтами, и этот разрыв такой огромный, что преодолеть его невозможно. И у вас опускаются руки. Примерно 100 раз за занятие.

Так вот. Не нужно отказываться от мечты и блестящего результата, просто временно подвиньте это в сторону, на периферию сознания. А на первый план поставьте маленькую цель. И представьте, что вы ее достигли.

Как вы записали отрывок песни на видео и выложили в соцсети, и получилось симпатично.
Как вы легко достали верхние ноты, которые месяц назад не удавались.
Как вы, кроме легких куплетов в песне, освоили сложный припев или бридж.
Как очаровательно вы смогли напеть своему любимому несколько строчек в воцапе.
Как вы смогли поздравить бабулю песней с днем рождения.
Как вы спели пока не хит в караоке, а простую песню у друзей на даче, но сделали это хорошо и искренне, и тронули их.
Как вы вместо большой сцены и сольного концерта выступили с парой песен в маленьком клубе или на джеме, и вас хорошо приняла публика, вы понравились, вам хлопали.

Можно представить: «Хм. А ведь это тоже неплохо. Сейчас ведь и этого нет. А если будет, это приятно».

Дело в том, что у нас есть представление, что только крупная воплощенная мечта сделает нас счастливыми, даст кайф и энергию, а всякая мелочь - это ерунда, которая не даст ничего, только отнимет силы.
Но это заблуждение.
Энергия у человека возникает от деятельности, и даже маленькие успехи будут давать вам удовольствие и мотивацию для дальнейшего движения.
Это будут реальные небольшие достижения, которые постепенно сложатся в крупный результат.
Если вы посмотрите на любого известного артиста, то увидите, что его успех - это большая цепь маленьких достижений, которые постепенно росли и потенцировали друг друга.
Вам нужно смотреть на ближайшую маленькую цель и двигаться к ней. А когда вы к ней придете, начать смотреть на следующую маленькую цель. И так раз за разом.

Это даст вам самую высокую скорость движения. И двигаться вы будете энергично и с удовольствием.

2. Я стесняюсь педагога

Если вы стесняетесь педагога, то знайте, что педагог, который работает несколько лет, слышал ВСЕ. Вряд ли вы пробьете дно. А если даже пробьете, это вызовет у него профессиональный интерес.
Хороший педагог поможет вам расслабиться и перестать стесняться, но это умеют не все преподаватели. Они такие же люди, как и остальные, и у них тоже бывают свои проблемы и нюансы характера. Не берите это на свой счет. Попробуйте позаниматься с несколькими и найти человека, с которым вам будет комфортно. Если вы занимаетесь в студии, можно попросить педагога расположиться так, чтобы у вас не возникало ассоциаций со школьным классом или экзаменом - чтобы вас не разделяло пианино, а вы сидели или стояли рядом. И вообще, преподавателя по вокалу лучше воспринимать, как тренера, который вас консультирует. Также можно попробовать онлайн-занятия из дома - в привычкой обстановке многим людям проще расслабиться и раскрепоститься.

3. "Как-то медленно идет обучение"

Большинство людей занимаются вокалом 1 раз в неделю.
Нужно понимать, что для новичка это минимум, при котором возможен прогресс. Это скажет любой честный педагог.
Как вы понимаете, минимум - это не про то, как разогнаться до сотни за 3 секунды.

Пение строится на физических ощущениях, и в начале ощущения слабые и размытые, и быстро забываются. Поэтому, когда вы приходите на занятия раз в неделю, нужно сперва освежить то, что вы забыли, а потом двигаться дальше. В дальнейшем вы накапливаете навыки, ощущения становятся более четкими, и вы начинаете двигаться быстрее.
Но в начале нужно немного терпения.

Это не катастрофа.
Сейчас высокий ритм жизни, и большинство людей не имеют достаточно свободного времени, чтобы заниматься всем на полную катушку.

Если вы не готовы много вкладывать в вокал, но хотите максимально возможный результат, у вас есть 4 варианта:

1. Попросить педагога учить вас только самым основным вещам - это 2-3 типа звука, вокальная опора, немного артикуляции и дикции и умение немного вживаться в образ.
Это будет не так захватывающе, как полноценное обучение с фишками, приемами, разными звучаниями, разными музыкальными стилями, актерской игрой. Но зато базу вы сделаете быстрее, и сможете прилично петь довольно много песен.

2. Отнестись к пению, как к обучению на водительские права - выделить на это месяца 3-4 и заниматься интенсивно, а дальше прекратить занятия или перевести их в режим консультаций - например, 1-2 раза в месяц.
В этом случае вы сделаете базу и сможете продолжать понемногу учиться самостоятельно, повторяя то, что делали на занятиях, смотря обучающие ролики и покупая онлайн-курсы. А к педагогу можно приходить время от времени, чтобы он исправил ошибки и дал дальнейшие рекомендации.

3. Заниматься раз в неделю, но не 1 час, а 1.5-2. Тогда у вас будет плотное насыщенное занятие, на котором вы точно успеете все хорошо отработать и закрепить.

4. Спокойно ходить в режиме 1 раз в неделю на 1 час. Прогресс у вас точно будет, просто он не будет феерическим. Но если вы будете это понимать, то не станете тратить время на сожаления и используете занятия максимально эффективно. Скорость повысится, если вы будете понемножку заниматься дома и повторять то, что было на уроке - буквально 10 мин в день. Не обязательно даже ежедневно. Почти никто этого не делает, а это очень помогает прогрессу.
Здесь вы тоже можете пойти двумя путям - либо попросить педагога уделять больше внимания тому, что для вас важно (общая база или любимый стиль, в котором хотите петь, песни любимого исполнителя), либо учиться постепенно всему разнообразию. Это будет интересно и многопланово, и вы, кроме пения, раскрепоститесь физически и эмоционально и станете более артистичным.