Юлия Горбан

Как петь на английском языке?

Огромное количество красивых песен написано на английском. Почти все мировые хиты тоже на английском. На английских песнях полезно учиться, потому что западная вокальная культура очень богатая.

Даже если вы умеете неплохо петь на русском, пение на английском сильно отличается.
Как к нему подступиться?
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Note: внизу статьи вы найдете список простых английских песен, с которых можно начать, а также список джазовых песен на английском.

Чтобы петь на английском, вам нужно поменять 3 вещи:

1. Произношение.

2. Артикуляцию.

3. Стилистику.


1. Произношение.

Английское произношение больше всего зависит от трех вещей:
Аспирация;
Иное, чем в русском, положение языка;
Другая речевая позиция (вокальная тоже).

Аспирация - это придыхание.
С придыханием, шумным выдохом нужно произносить звуки "k", "p", "t".
Попробуйте сказать по-русски, без выдоха: "Катя", а потом по-английски, с выдохом: "Kate". По-английски будет звучать похоже на "Кхейт".
А теперь так же: "Пекарь" и "Power".
А теперь: "Тапки" и "Take".
Повторите английский вариант несколько раз, чтобы почувствовать свободный выдох, который делает звучание более "грязным", с шумами.

Что касается языка - он должен упираться не прямо в зубы кончиком, как в русском языке, а выше, в альвеолы. И язык должен быть мягче, чем вы привыкли. Когда он более расслаблен, то больше распластывается во рту и упирается в альвеолы краями. Точки контакта языка с альвеолами находятся ближе к середине зубного ряда, с обеих сторон.
Именно тогда у вас появляется характерное английское "зажевывание" звуков, и исчезает "рашн инглиш".
Попробуйте произнести с таким языком звуки: "t", "d", "k", "s", "z".
А теперь произносите и сравнивайте слова, меняя положение языка:
"Катя" и "Kate";
"Тапки" и "Take";
"Дом" и "Down"
"Суп" и "Something";
"Зонт" и "Zero".

Есть еще характерная особенность:
Это произношение звуков "r" и "w";
"R" попробуйте произнести так, будто вы не можете выговорить букву "р" у логопеда, как будто она заедает. Язык при этом тоже упирается краями в альвеолы.
А буква "w" произносится, как в слове "Вау"! Губы из трубочки разъезжаются в стороны.

Речевая и вокальная позиция в английском языке ближе, чем в русском.
Русская речь по звучанию более округлая, широкая, более глубокая и как будто завалена назад.
А английская речь по звучанию более близкая, более теплая и звуки в ней, как бы, сплющенные.
Попробуйте сначала сказать типично по-русски: "Эй", а затем сымитировать молодую американку из фильма: "Hey!". Будет звучать не "Хэй", а "Хей".
А теперь скажите так же, по-русски: "Ой", а затем, как хорошенькая молодая американочка: "Oh!". У вас получится что-то похожее на капризное "Ёу".
Чувствуете разницу?

Конечно, чтобы иметь идеальное произношение, нужно много работать, но то, что я описала, решает самые явные проблемы.
В самой Америке живет много актеров и певцов разных национальностей, и эти певцы поют с разными акцентами. Часть из этих певцов знамениты и являются иконами вокальных стилей! А про их песни иногда даже преподаватели английского говорят: "Не разобрать, о чем поют".
Так что, вы спокойно можете сделать себе произношение "вкрупную" и не переживать.

2. Артикуляция.

В английской артикуляции важнее всего, как двигаются ваши губы.
В русском языке гласные широкие и округлые, если это А и Э, и маленькие, закрытые и округлые, если это О и У. То есть, мы либо широко открываем рот и открываем рот сильно вниз, либо делаем тугими губами маленькую трубочку.
В английском губы более расслабленные и мягкие, челюсть открывается вниз меньше, и выходит немного вперед. Гласные более открытые и будто сплющенные. "О" - не холодная глубокая, а теплая, с небольшим оттенком "Ё". "У" - с небольшим оттенком "Ю". Сложите губы уточкой - это будет примерно то положение, которое нужно для букв "О" и "У".
Верхнюю губу нужно приоткрывать, говоря на полуулыбке, как будто хотите показать верхние зубы.

3. Стилистика.

Вам нужно проникаться новой стилистикой.
Для этого полезно формировать наслушанность. Слушать больше англоязычных песен. Ваш слух привыкает к манере, нюансам, поворотам мелодий, структурам песен, вы учитесь их лучше различать.
Что слушать? Можно начать с жанра Soul. В нем будут важные характерные особенности американской музыки, и этот жанр современный, актуальный. Если хотите еще, то советую добавить R&B, Rock, Funk, Disco, Ballada.
Найдите готовые плейлисты по этим жанрам в Яндекс музыке или Apple Music и выбирайте песни, которые вам нравятся.
Жанр Jazz слушать очень полезно, но может быть сложно без подготовки. Если он вам нравится - прекрасно, это истоки.

Отличительная черта американского вокала - это большая важность ритма и акцентов (пульсации, bounce).
Акценты лучше всего слышны в подвижной музыке - R&B, Funk, Disco, Pop. Но они есть везде, даже в медленных песнях, просто там они сглаженные. Когда слушаете песни, прислушивайтесь, где певец делает акценты. Их там много. Поначалу вы будете различать только самые сильные, но слух развивается, и постепенно вы будете улавливать все больше мелких акцентов.

Американский вокал существует на речевой основе.
В американской музыке не поют в привычном нам смысле, а говорят по нотам. Эта манера тянется давно, еще из джаза. Если вы не разговариваете хорошо на английском и не жили в среде, то это может быть сложно освоить без педагога, потому что в русской музыкальной культуре совсем другая традиция пения, протяжная.
Попробуйте взять фразу "Oh, my God!" и произнести ее так, будто вы актер в американском кино, и что-то привело вас в шок. Слышите, какие качки по высоте делает голос? Это ваша интонация. Интонация - это высота звука, изменение высоты. Чем она амплитуднее, тем лучше для вокала, это дает больше свободы и технической, и в выражении эмоций.
Попробуйте взять одну фразу из английской песни и эмоционально ее сказать. Не монотонно, а эмоционально, чтобы голос поднимался и опускался. А потом послушать ноты из песни на этой фразе, и сказать то же самое по этим нотам. Не точно, а примерно. Не нужно идеально чисто попадать в ноты, ноты вторичны, они должны быть как бы ориентиром для живой разговорной интонации. И голос не должен все время тянуться. Он должен делать обычные живые ударения, как в разговоре, а потом чуть затухать до следующего ударения. Это основа речевой манеры.

Список песен для начинающих:

Lady - Mojo

Young and Beautiful - Lana Del Rey

All of me - John Legend

Someone like you - Vanessa Williams

Don't you remember - Adele

Perfect - Ed Sheeran

I'm not the only one - Sam Smith

He won't Go - Adele

Lovesong - Adele

Pretty Woman - Roy Orbison

What is love - Haddaway

Isnt she lovely - Stevie Wonder

Human Nature - Michael Jackson
Hallelujah - Jeff Buckley

Джаз:


Nat King Cole - «L-O-V-E»

Nancy Wilson - A good man is hard to find
Doris Day - Tea for two
Marilyn Monroe - Bye Bye Baby
Marilyn Monroe - I wanna be loved by you
Astrud Gillberto - Girl from Ipanema
Etta James - I just want to make love to you
Doris Day - Let's keep smiling
Joni Mitchell - At last
Joni Mitchell - A case of you
Cass Elliot - Dream a little dream of me
Ben E. King - Stand by me
Diana Krall - Just You Just me
Doris Day - Perhaps perhaps
Ella Fitzjerald - Summertime
Connie Francis - Stupid Cupid

Bessie Smith - Nobody knows you when you're down and out