ЮЛИЯ ГОРБАН

Субтон - техника, которая преображает голос

В вокале существует множество техник, которые призваны украсить и обогатить исполнение. Одной из таких техник является субтон – звук, придающий голосу чувственность и выразительность. Субтон используется для создания мягкого завораживающего звучания, часто применяемого в поп-музыке и джазе, где требуется эмоциональная проникновенность. В этой статье мы погрузимся в мир субтона, изучим его особенности, роль, технику исполнения и распространенные ошибки, а внизу статьи вы найдете список песен для тренировки этого звучания.
Эта статья - одна из трех про вокальные техники.
Две других: Белтинг в вокале и Что такое тванг и как научиться им петь?
Что такое субтон?

Субтон – это одна из основных техник в современном вокале, наряду с твангом. Это мягкий и приглушенный звук, в котором присутствует большая доля воздуха. Воздушная струя идет вместе с голосом, и кажется, что овладеть субтоном очень легко, ведь он похож на шёпот, а кто не умеет шептать? Однако, все не так просто. Звук в субтоне должен быть не просто шепчущий, а на опоре. Нужно сохранять полноту тембра и выразительность интонации, контролировать пропорцию звука и воздуха и делать так, чтобы при большом расходе воздуха вам хватало дыхания.
Субтон широко используется в поп-песнях, в соуле, джазе и босса-нове, часто - в инди-музыке и софт-роке.
Большинство певцов используют субтон как одно из ряда звучаний, постоянно перемешивая его с другими, но некоторые берут его как основной звук для своей исполнительской манеры, например, Norah Jones, Sarah Menescal, Karen Souzа, Diana Krall, Ray LaMontagne.
Субтон - это основная техника для лаунжевых композиций, мягких, расслабляющих и неторопливых. Его чувственное придыхательное звучание создает атмосферу интимности и доверия. Субтон вызывает ассоциации с близостью, уютом, расслабленностью. Именно поэтому субтон нередко используется в романтических балладах и лиричных композициях, а в дорогих ресторанах по вечерам выступают коллективы с лаунж-программой. Субтоновое исполнение создает впечатление личного разговора, устраняя дистанцию между артистом и публикой.
В то же время, субтон может придавать голосу особую силу убеждения и харизму. Не случайно его нередко используют ораторы и гипнотизеры для усиления воздействия своих слов. Мягкость и текучесть субтонового звучания помогают слушателям лучше вовлечься и поверить оратору.
Если вы хотите очаровать мужчину своим голосом, то субтон - один из лучших способов.
Вам нужно эффектное исполнение, но без сложных высоких нот? Покорите слушателей субтоном, вкрадчивым и обвалакивающим.
Знаменитое на весь мир поздравление "Mr President" Мэрилин Монро спела именно субтоном: https://www.youtube.com/watch?v=DJ7E1fzQzd8
Таким образом, субтон - это инструмент для создания особой атмосферы и управления вниманием и эмоциями аудитории. Понимание его психологического воздействия поможет более осмысленно и выразительно использовать эту вокальную технику в зависимости от идеи и настроения вашей песни.

Техническая основа субтона

Эта техника заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода. Необходимо уметь контролировать выдох, сохраняя при этом ровный тембр и четкую интонацию.
Голосовые связки, работая в стандартном режиме, должны быть хорошо натянуты и плотно смыкаться. Когда мы говорим шепотом, то они не смыкаются полностью, между связками проходит воздух, что характерно и для субтона. Связки неплотно прилегают друг к другу во время вибрации и пропускают воздух, как воздушный шарик, придавая голосу шепчущую вкрадчивость. Таким образом и происходит большой расход воздуха.
Субтон требует намного больше воздуха, чем при обычном пении. Для начала я советую делать пропорцию звука и воздуха 50/50. Когда вы овладеете техникой, вы сможете менять пропорцию на свой вкус, создавая более или менее матовое звучание.

Артикуляционная позиция при субтоне следующая:
- Рот открыт параллельно в стороны, не слишком широко, как при полуулыбке. Верхняя губа приподнята;
- Мягкое нёбо в среднем положениии или опущено, классический зевок не используется;
- Гортань приподнята или в нейтральном положении*;
- Язык расслаблен, находится в высоком положении;
- Нижняя челюсть расслаблена и выдвинута слегка вперед, тогда будет легче выдыхать воздух вместе со звуком.

*Начинать осваивать субтон лучше на высокой позиции гортани, тогда у вас будут меньше потери воздуха. В дальнейшем можно будет делать субтоновое звучание на любой позиции гортани, даже на низкой.

Используется мягкая придыхательная атака, дыхание слегка опережает звук («Ха»), а сам звук идет в нижнюю челюсть. Опора при этом очень активна, мышцы живота, боков и спины сильно и мягко натягиваются, делая звук стабильным. Может быть сложно скоординировать поначалу мягкий выдох и сильную опору, но когда это получится, у вас будет очень красивый звук - мягкий, но энергетически насыщенный.

Часто людям бывает легче нащупать нужное звучание сначала в речи, а затем перенести его в пение.
Чтобы поговорить субтоном, представьте себя или очень томной барышней, или гипнотизером.
Помните змея Каа из мультика “Маугли”? Вообразите, что вы завлекаете бандерлогов: “Идииите сюдааа, блиииже, блиииже…”
Томная барышня может сказать что-то вроде: “Аллё.. Фееедя.. Чем займемся сегодня вечером?..”
Основная сложность заключается в том, что люди начинают либо совсем уж явно шептать и сипеть, убирая из голоса бархатную звучность и низкие нотки, либо передавливают звук в попытке сохранить тембр, и голос утрачивает придыхание, становясь обычным. Не расстраивайтесь, если это происходит, просто потренируйтесь, и у вас все получится.

Голосовые связки
В обычном пении голосовые связки плотно смыкаются, контролируя поток воздуха, который вызывает их вибрацию. При использовании субтона связки не смыкаются полностью. Они оставляют небольшое пространство, через которое проходит больше воздуха, создавая шепчущий и приглушенный звук. Эта частичная вибрация делает тон более мягким и добавляет аудиовизуальную "дымку" к тембру.

Дыхательный контроль
Для эффективного использования субтона нужен хороший контроль над дыханием. Это позволяет поддерживать необходимую интенсивность звука, несмотря на уменьшенное смыкание голосовых связок.

Положение гортани
Гортань часто находится в поднятом или нейтральном положении, что позволяет свободнее управлять потоком воздуха и звуком. Поднятая гортань уменьшает давление на голосовые связки, что является важным для создания субтона, так как излишнее давление может привести к потере мягкости и шепчущего эффекта.

Координация и практика
Успешное исполнение субтона требует от певца хорошей координации между дыхательным контролем, артикуляцией, положением гортани и вокальной опорой. Однако, это не самая сложная техника пения, поэтому при регулярной практике ее можно освоить довольно быстро.

Вот несколько упражнений, потренировать субтон:

1. Чтение стихов/прозы субтоновым звучанием
Возьмите любой текст (стихотворение, отрывок из книги, да хоть баночку крема в ванной и т.п.) и попробуйте прочитать его субтоновым звучанием. Старайтесь сохранять мягкость, придыхание и "воздушность" голоса, но не терять при этом опору и резонанс. Это упражнение помогает перенести субтоновое звучание из пения в речь.
2. Пение слогов на субтоне
Начните с пения простого слога "На-на-на" или “Ля-ля-ля” или “Ай-ай-ай” субтоновым звучанием на одной ноте в удобной тесситуре. Контролируйте поток воздуха и сохраняйте плотность звука. Затем переходите к слогам с другими гласными: “Нэй”, “Дэй”, “Ой”, “Му”, “Би” и так далее. Чередуйте их, пойте на эти слоги простые мелодии, арпеджио.
3. Звонкие сочетания согласных
Пропевайте на субтоне слоги с сочетанием согласных, которые усиливают "смачность" и звонкость звучания, например: "вррр", "фррр", "хррр", "мням-мням" и т.п. Старайтесь при этом не уходить в яркое звучание, сохраняйте матовый звук. Затем можно попробовать петь субтоном короткие строчки из песен - сначала в удобной нижней и средней тесситуре, затем в более высокой.

Начинать тренировки лучше с очень коротких упражнений, постепенно увеличивая их длительность по мере освоения техники.

Какие бывают ошибки в субтоне и как их предотвратить?

  • Контроль пропорции звука и воздуха: Этот контроль нарабатывается тренировками.
  • Перенапряжение голоса на концах фраз, когда заканчивается воздух: Сильнее работайте мышцами в финале фраз, это снимет напряжение с голоса.
  • Слабый вдох или вдох в ключичную область: Из-за этого вам не хватает воздуха, даже если вы хорошо работаете опорой. Привыкайте делать короткий емкий вдох в нижние ребра.
  • Потеря эмоций и энергетики: Из-за обманчиво шепчущей интонации многие люди “начинают за здравие, а кончают за упокой”, быстро становясь слабыми и вялыми в звуке. Помните, что субтон - это хоть и мягкий, но энергетически насыщенный звук, а иногда даже экспрессивный. Ассоциируйте его с магнетизмом, тогда вы перестанете терять заряд.
  • Невнятное произношение: Мягкость манеры создает соблазн перестать выговаривать слова. Это делает ваше пение сонным и скучным. Включайте активно губы и язык, будьте пылкими в донесении смысла, и слушатели не смогут от вас оторваться.
  • Игнорирование резонаторов: Иногда люди думают, что для субтона не нужно напрягаться, ведь звук матовый, и перестают пользоваться как грудным, так и головным резонансом. Между тем, важно оставить и то, и другое. Грудной резонанс придаст вашему субтону бархат, а головной - близость звука и теплоту. Субтон отлично сочетается с назальностью, о которой вы можете почитать в моей статье про тванг.
  • Несоответствие стилю песни: Хотя субтон - это очень красивый звук, не во всех песнях он уместен. Иногда субтон опошляет исполнение, если художественный замысел композиции с ним не сочетается. Читайте слова ваших песен, слушайте больше хорошей музыки и развивайте вкус, чтобы удачно вписывать в контекст ваше вокальное мастерство.

Хотя субтон традиционно ассоциируется с вокальной техникой певцов, эта манера звукоизвлечения может быть полезна и в других областях, связанных с искусством речи и публичными выступлениями.

Актерское мастерство
Для актеров субтон является одним из инструментов для создания харизматичных образов и передачи тонких оттенков эмоций. Томные, чувственные интонации субтона могут использоваться для любовных сцен и диалогов. А загадочность и мягкая гипнотичность этой манеры подходит для ролей соблазнителей, интриганов, мистиков. Знаменитый актер Энтони Хопкинс часто использует субтон для создания завораживающего эффекта в своих ролях.

Ораторское искусство
Хотя в ораторской искусстве чаще пользуются ярким грудным полнозвучным голосом, ораторы порой прибегают к субтону, чтобы усилить эмоциональное воздействие своей речи. Субтоновые интонации придают выступлению атмосферу доверительности и искренности. Кроме того, слегка придыхательное звучание помогает акцентировать внимание на ключевых моментах. Мастера публичных выступлений умело варьируют субтон с другими манерами речи.

Профессиональная запись голоса, озвучивание
В индустрии аудиокниг, рекламных роликов, документального кино и других сферах, требующих озвучивания, голоса с субтоновым оттенком высоко ценятся. Они придают повествованию особый шарм, глубину и эмоциональность. Дикторы, овладевшие субтоном, способны создать уютную, расслабляющую атмосферу на записи.
Таким образом, техника субтона выходит за рамки исключительно вокального искусства, находя применение в различных творческих областях, где важна выразительность и воздействие речи на слушателя.

Напоследок я хочу сказать, что каждый человек обладает своим уникальным тембром. У кого-то тембр больше располагает к освоению субтона, а у кого-то - меньше. Но освоить его могут все. При грамотном тренинге базовое владение субтоном можно поставить за несколько занятий. Некоторым людям присуща своеобразная манера звучать резко или гнусаво, и это может быть индивидуальной фишкой, на которой можно выстроить свой вокальный образ. Но если вы хотите владеть разными тембрами и красками, то добавьте субтон в свою библиотеку приемов. Овладение им откроет вам новые горизонты в вокале, будь это профессиональная сцена или любительское пение. Эта техника ценна для всех, кто стремится выразить истинные чувства и эмоции через свой голос, придавая композициям уникальный оттенок и стиль.

Список песен, которые подходят для практики субтона:

  1. Norah Jones – Don't no why. Яркий пример использования субтона в современном джазе.
  2. Diana Krall – California Dreamin'. Красивейший пример субтона в динамичном и чувственном современном джазе.
  3. Jeff Buckley - Hallelujah. Всемирно известная песня, которая почти полностью поется на субтоне.
  4. Iyeoka - Simply Falling. Пример субтона в современной поп-песне.
  5. Sarah McLachlan - Answer. Пример ярко выраженного субтона в современном поп-вокале.
  6. One Republic - Apologize. Известная современная песня в стиле поп-рок, в которой довольно много субтоновых нот.
  7. Marilyn Monroe - I Wanna Be Loved by You или Bye Bye Baby. Очаровательные примеры субтона в песнях из старых голливудских фильмов.
  8. Ella Fitzgerald – Misty. Эта песня из классического джаза демонстрирует теплый тембр и интимное звучание, характерные для субтона.
  9. Melody Gardot – Baby I'm A Fool. Современный пример использования субтона в джазовом вокале.
  10. Michael Bublé – Always on my mind. Не слишком ярко выраженный, но все же субтон.
  11. Chet Baker – My Funny Valentine. Джазовый стандарт в исполнении Чета Бейкера идеален для изучения субтона.
  12. Sarah Vaughan – Lullaby of Birdland. Классический джазовый стандарт, в котором используется мягкость и выразительность субтона.