ЮЛИЯ ГОРБАН

Белтинг в вокале


Когда речь заходит об эффектных вокальных техниках, одним из первых на ум приходит белтинг.
Белтинг (англ. belting или belt voice) - это сильный и эмоциональный вокал в грудном регистре, с характерным объемным звучанием. Он часто используется в поп-музыке, а также в мюзиклах, роке, госпеле, блюзе и R'n'B.
В этой статье я расскажу про особенности белтинга и навыки, необходимые для его исполнения, а также укажу на возможные ошибки.
Эта статья - одна из трех про вокальные техники.
Две других: Что такое тванг и как научиться им петь? и Субтон - техника, которая преображает голос
Белтинг в современном вокале стал синонимом глубокой экспрессии и высокого уровня исполнения. Эта техника позволяет достигать верхних нот с большой силой и объемом, украшает выступление, делает его выразительным и демонстрирует искусное владение голосом. В разных источниках белтинг называют и стилем пения, и техникой, и звучанием, и приемом.
Эту технику желательно освоить всем, кто серьезно увлекается вокалом и особенно тем, кто хочет им зарабатывать. Но даже если пение для вас - просто хобби, владение белтингом будет полезно, вы расширите репертуар и сможете впечатлить слушателей на любом выступлении. Плюс к этому, все ваши песни будут звучать интересно, если добавлять в них различные приемы, в том числе и белтинг.
Самый известный пример белтинга можно услышать в песне Whitney Houston - "I Will Always Love You" на 1:47.
Среди русских певиц белтингом активно пользуется Полина Гагарина. Например, в песне "Навек" она поет белтингом почти весь припев, с 2:35.

Какие основные характеристики белтинга?

- Объемное звучание. При белтинге создается своеобразный резонанс звука во рту - он получается широким, округлым и несколько заглубленным - и его сложно перепутать с другими приемами.
- Мощная подача звука (как правило). Подача не всегда громкая, но субъективно воспринимается как мощная за счет объема в звуке.
- Доминирующий грудной голос и сильная опора. При этом звук полный и насыщенный, но без напряжения или крика.
- Яркая эмоциональная окраска. Белтинг используют для передачи сильных эмоций в песне.
- Актуальность приема. Его активно используют в стилях поп, рок, блюз, блюз-рок, R'n'B, мюзикл, госпел, а также эпизодически применяют в большом количестве песен разных жанров.

Не существует одного канонического вида белтинга, он может немного варьироваться. В зависимости от того, как вы работаете артикуляторами и сколько даете массы звука, бэлтинг может отличаться по объему, глубине и ширине звука, звонкости и громкости.
Например, белтинг часто, но не всегда предполагает громкий звук. Иногда вокалисты делают характерную "заглубленную" белтинговую позицию, но поют при этом мягче и тише, подмешивая воздух. Создается потрясающий эффект матового звука, улетающего в небеса. В таком виде белтинг часто использует Lara Fabian.
Послушайте ее песню "Broken Vow", припев с 2:40, а затем концовку с 4:00.
Подобное звучание - это высочайший уровень мастерства, подразумевающий отличную координацию вокального аппарата.
Типичный же белтинг звучит ярко, и для всех видов белтинга характерен объемный и несколько глубокий звук, который делает эту технику узнаваемой.

Для какие целей можно использовать белтинг в вокале?


  1. Передача сильных эмоций. Мощное и драматичное звучание позволяет выразить страсть, ярость, отчаяние, тоску или эйфорию.
  2. Исполнения верхних нот плотным грудным звуком.
  3. Расширение репертуарных и стилистических возможностей. Вы сможете исполнять композиции в стилях поп, рок, мюзикл, блюз, блюз-рок, госпел, R'n'B и не только. Многие хиты и красивые песни разных жанров включают белтинговые ноты, которые иногда нельзя заменить другим звучанием, не испортив при этом песню.
  4. Создание яркой, запоминающейся вокальной партии. Белтинговые фрагменты часто становятся кульминацией композиции.
  5. Раскрытие тембральных красок голоса.
  6. Эффектное исполнение, демонстрация профессионализма, силы и энергетики певца. Белтинг оказывает одно из сильнейших вокальных впечатлений на слушателя. Это уникальный звук, который требует от вокалиста полной отдачи и магнетизирует зрителей.

Как научиться этой сложной технике?

Белтинг - это техника не для новичков. Если ваш вокальный аппарат не скоординирован, а вы пытаетесь перейти к белтингу, он у вас просто не получится. Кроме того, есть риск форсирования голоса и перенапряжения голосовых связок, что может привести к микротравмам и охриплости, а иногда и к серьезным проблемам с голосом. Чтобы осваивать белтинг, нужно хорошо чувствовать работу своего вокального аппарата, овладеть основными навыками звукообразования и дыхания, то есть, наработать базу.

Что такое база?
Это первичные певческие навыки: вокальная опора и поставленное дыхание, уверенное пение грудным звуком, отсутствие дрожи и нестабильности в голосе, активная артикуляция, использование резонаторов, а также умение контролировать высоту гортани и движения языка и мягкого нёба.

Если вы владеете базовыми навыками, можно переходить к тренировке белтинга. Рассмотрим его подробнее.

Итак, техника белтинга складывается из следующих элементов:

- Плотное смыкание голосовых связок и минимальная потеря воздуха по сравнению с другими типами фонации. Подсвязочное давление сильное, перстневидный хрящ наклоняется, связки утолщаются и оказываются сомкнутными до 70% времени звучания, что дает плотный звук.
- Максимальное задействование мышц туловища.
- Задействование мышц головы и шеи для стабилизации гортани.
- Высокое положение мягкого нёба и гортани.
- Среднее положение челюсти и губ.
- Раскрытые ложные голосовые связки.
- Большая амплитуда высоких обертонов, которая дает яркость звука.

Белтинг - это требовательный вокальный прием. Его специфичное звучание моделируют тонкой работой мышц мягкого нёба и вокальной опоры. Поэтому у вас не должно быть зажимов. Зажимы делают мышцы жесткими, не давая отрегулировать мускульное натяжение, поэтому белтинг сорвется или зазвучит напряженно и некрасиво, а вам будет тяжело.
Ваши мышцы должны быть эластичными и послушными.
В усилении звука при белтинге действует много резонаторных полостей - ротоглоточная полость, грудная клетка, верхние дыхательные пути. Следовательно, вам нужно уметь пользоваться этими резонаторами, оставляя при этом рот, челюсть и гортань расслабленными.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Если вы освоили базу, то качество вашего белтинга будет зависеть от трех вещей:

1. Умение управлять мышцами мягкого нёба.
Это самая характерная черта белтинга. В нёбе есть несколько мышц, которые его поднимают, опускают, расширяют и сужают. Небо может двигаться как вверх-вниз, так и в стороны. Чем более подвижно и эластично нёбо, тем легче сделать белтинг. Потому что характерное объемное звучание этого приема возникает, когда вы натягиваете нёбо вверх и в стороны, как будто отправляя звук в затылок. Рот нужно открыть пошире, но щеки оставить расслабленными и не растягивать губы слишком сильно. Тогда у вас во рту образуется округлое пространство, которое даст присущий белтингу резонанс. Контроль работы нёбных мышц - это сложный момент, который требует регулярных тренировок.

2. Умение работать вокальной опорой.
Физиологически белтинг - это форма крика, поэтому он влечет за собой огромное (примерно +70%) увеличение в силе, действующей на мягкие структуры гортани, по сравнению с другими способами пения. В связи с этим требуется максимальная мышечная активация туловища. Задействуются межреберные мышцы, мышцы живота и спины. Если вы будете опираться только на живот, звуку может не хватить поддержки. Я рекомендую в белтинге больше думать про бока и спину, потому что люди склонны опускать гортань, когда думают про опору на низ живота. Опускать гортань тут нельзя, иначе звук будет тяжело удержать, и он станет срываться. Поэтому развивайте опору на межреберные мышцы и мышцы спины, следя при этой за свободой челюсти. Также в белтинге задействуются мышцы головы и шеи для стабилизации гортани.

3. Диапазон.
Красиво петь белтингом можно и в первой октаве, на разговорной высоте, но самые эффектные ноты часто бывают в тесситуре, которая выходит за рамки разговорного диапазона. Чтобы комфортно брать эти высокие ноты, вам нужно растягивать упражнениями свой грудной регистр. Это увеличит сократительную способность голосовых связок. Для растяжки диапазона я рекомендую такое упражнение, как слайд. Слайды бывают разные, но главные условия их выполнения - следить за вокальной опорой и не переходить в головной звук. Я советую тянуть диапазон постепенно в течение как минимум нескольких недель.

Есть случаи, когда использование белтинга нежелательно: в начале обучения, при воспалительных заболеваниях горла и ОРЗ, при патологиях и травмах гортани, во время беременности, у детей с неокрепшим голосовым аппаратом, а также белтингом не пользуются в академическом, народном и церковном вокале. Эти жанры требуют другой манеры пения.

Напоследок я перечислю основные сложности в освоении белтинга:

- Контроль и дозировка мощности звука. Легко переборщить с силой звука и испортить тембр, это частая ошибка. Массу звука нужно придерживать и давать ее меньше, чем вам хочется, а также делать смягченную атаку звука, чтобы предотвратить зажим.
- Поддержание опоры и дыхания на длинных нотах. При белтинге нельзя ослаблять опору. Кроме того, нужно уметь опираться не только на мышцы живота, но и на мышцы боков и спины. А в верхнем регистре добавляют опору (так называемую, анкеровку) и на шею.
- Формирование правильной вокальной позиции. Нужно иметь подвижное нёбо и чувствовать работу нёбной шторки (нёбной занавески). В белтинге нёбо обычно поднимается и расширяется одновременно, но это зависит от того, какую окраску вы хотите придать звуку.
- Преодоление зажимов челюсти и языка при мощном звуке. При белтинге даже небольшие зажимы челюсти передаются на нёбо и не позволяют качественно сформировать звук.
- Контроль эмоций. Белтинг - очень захватывающий, эмоциональный прием, и на нем люди часто передавливают звук. Нужно учиться контролировать звук при сильных чувствах. Это относится к психоэмоциональным навыкам певца и нарабатывается практикой.

Если эти сложности не учитывать, то возможно перенапряжение связок из-за форсирования звука, и как следствие - дискомфорт, першение, боль в горле. Обычно это быстро проходит, но если практиковать неправильную технику постоянно, то на голосовых связках могут появиться микротравмы и узелки.

Чтобы научиться белтингу, занимайтесь под руководством опытного педагога и осваивайте прием через небольшие аккуратные тренировки, начиная с более тихого звука. Тогда вы избежите закрепления ошибок и не переутомите голос. Постепенный грамотный тренинг позволит вам овладеть этой выразительной техникой.

Вот несколько популярных песен, в которых используется техника белтинга:
  • Whitney Houston - "I Will Always Love You" - кульминационные высокие ноты в припеве.
  • Adele - "Rolling In The Deep" - в этой песне Адель использует белтинг и в куплетах, и в припевах.
  • Christina Aguilera - "Beautiful" - в припевах и бридже.
  • Селин Дион - "My Heart Will Go On" - начало второго припева.
  • Lara Fabian - "I Will Love Again" - белтинг в припевах и бридже.
  • The Greatest Showman - "Never Enough" - яркий пример женского белтинга во второй половине песни в исполнении Loren Allred.
Это лишь несколько популярных примеров использования белтинга в эстрадной музыке. Отдельные же бэлтинговые ноты можно встретить в разных песнях разных жанров.