ЮЛИЯ ГОРБАН

Вокальные термины

Вокальное мастерство требует глубокого понимания множества технических и художественных аспектов. Данная страница содержит терминологию, охватывающую ключевые элементы вокального исполнения. Эти слова нередко звучат на занятиях по вокалу и в обучающих роликах.
Для некоторых терминов в скобках указан их перевод или аналог в английском языке.
Термины сгруппированы в несколько основных категорий, чтобы облегчить изучение и освоение этой важной вокальной лексики:
1. Техника и механика голоса
2. Параметры и характеристики голоса
3. Вокальные приемы и эффекты
4. Аспекты исполнения
5. Студийные и концертные термины
6. Вспомогательные термины
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.

1. Техника и механика голоса

Эта группа терминов описывает физиологические процессы и анатомические структуры, участвующие в звукообразовании.
Артикуляция (articulation)- это то, как в пении двигаются ваши губы и мышцы лица, а также сюда можно отнести движения челюсти. Артикуляция имеет свои особенности в русских песнях и в английских.

Атака, атака звука (attack, vocal attack) - это начало вибрации голосовых связок в ответ на поток воздуха. Атака может быть мягкая и жесткая. Часто педагоги говорят: "Смягчи атаку", когда хотят, чтобы вы не набрасывались истерично на звук, потому что слишком жесткая атака всегда приводит к зажиму гортани, и вы звучите неудобно и некрасиво, надрывно.

Голосовые связки, голосовые складки (vocal folds, vocal cords) - ключевой элемент вокальной структуры. Это две мышечные складки, которые находятся в гортани, они образованы черпаловидными хрящами, которые могут смыкаться над дыхательным горлом в ответ на давление воздуха из легких. Под давлением воздушной струи голосовые складки вибрируют, и возникает звук. Голосовые складки состоят из мышечных волокон и покрыты слизистой. Они сокращаются и расслабляются при пении и могут работать очень по-разному - смыкаться плотно, неплотно, волнами, краями, оставляя маленькую дырочку посередине или широкую щель.

Головной резонанс (head voice, head resonance) - ощущение вибрации и звона в области лица - щек, лба при пении в верхнем регистре. Распространено мнение, что резонируют костные структуры лица и полости (пазухи) в области щек и лба. Но некоторые считают, что головной резонанс образуется в верхней части гортани и рта, а не в голове. Головные резонаторы придают звуку яркость, звонкость, полетность, верхние частоты. Лучше всего головной резонанс ощущается при пении высоких нот.

Гортань (larynx) - орган в верхней части трахеи, состоящий из кости, хряща, связок, мышц и мембран. В гортани расположены голосовые связки, которые закрываются при фонации и глотании и открываются во время дыхания. Гортань подвижна, она двигается вверх - вниз во время разговора и пения. Если ваша гортань не двигается, значит, вы либо разговариваете и поете монотонно, либо у вас есть зажимы гортани.

Грудной резонанс (chest resonance, chest voice) - ощущение вибрации и гудения в нижней части гортани и в груди при пении и речи. Считается, что грудной резонанс образуется в нижней части гортани, но также резонируют трахея, бронхи и костные структуры грудины и ключиц. Грудной резонанс можно ощутить, если петь на низкой ноте или петь громко. При этом в груди есть ощущение вибрации, гудения, нижних частот. Про такой голос говорят: "спой жирным голосом", "дай больше мяса". Грудной резонатор придает голосу объем, бархатистость, глубину, звучность.

Ложные голосовые связки , ложные голосовые складки (false vocal folds, ventricular folds) - это мышечные складки, которые располагаются над истинными голосовыми складками. Ложные связки используют при так называемом расщеплении, в приемах экстремального вокала. При определенной тренировке эти складки тоже начинают двигаться и вибрировать, примешивая к чистому звуку разные эффекты - скрежет, металл, "песок", "песочек" - как говорят вокалисты.

Опора, вокальная опора (breath support, vocal support) - это то, на что опирается ваш голос, когда вы поете или кричите. Это не что иное, как мышцы вашего корпуса - живот, спина и бока. Вы можете почувствовать опору, если крикните или эмоционально обратитесь к кому-то: "Ваня!" В этот момент вы почувствуете толчок животом, почувствуете, как мышцы подались вперед. Это и есть опора звука, самый простой вид опоры. Опора - это мышечная работа. И если при крике вы чувствуете только короткие толчки животом, то в пении опора может быть очень разной - толчки, оттяжки, быстрые мелкие волны, и даже составные движения - например, сначала оттяжка, а потом толчок. Это напрямую зависит от того, какой вы хотите издать звук. Мышцы спины и боков тоже работают при опоре, но они не такие сильные, и часто вы можете совсем не ощущать их в начале обучения, они развиваются позже.

Позиция, вокальная позиция (vocal placement, voice placement) - это позиция вашей гортани при пении. Гортань - это часть дыхательной системы человека. Она находится между глоткой и трахеей, и в ней располагаются голосовые связки (складки). Мы разговариваем и поем на выдохе. И когда воздух выходит из легких, он проходит через трахею в гортань и выходит между голосовых складок, которые при молчании расслаблены, а при пении и разговоре начинают работать. Струя воздуха при этом давит на складки, и они вибрируют и по-разному двигаются, рождая звук.
Гортань состоит из хрящей и может двигаться - подниматься, опускаться и находиться в среднем нейтральном положении. От того, в каком она положении, будет зависеть окраска звука - на среднем положении звук будет наиболее естественный, похож на ваш разговорный голос. В высоком положении звук будет более плоский, близкий и звонкий, а в низком - бархатный, утробный, глубокий.

Регистры, вокальные регистры (vocal range: fry register/vocal fry, chest voice, mixed voice, head voice, falsetto) - различные участки вашего диапазона. Это фрикативный голос (самый нижний участок, на которым вы сипите), грудной голос, смешанный голос, головной голос и фальцет.

2. Параметры и характеристики голоса

Эта группа терминов характеризует индивидуальные особенности и качества вокального аппарата каждого исполнителя.
Диапазон - это участок, на котором вы можете петь, от самой нижней ноты, которую вы достаете, до самой верхней.

Переходные ноты - точка перехода от грудного регистра к головному регистру. Обычно это 2-3 ноты.
Грудной регистр - это более низкие ноты, на которых вы можете разговаривать и кричать.
Головной регистр - более высокие ноты, на которых мы не разговариваем в обычной жизни. В головном регистре голос звучит, когда мы пытаемся пародировать оперных певцов.

Рабочий диапазон - это тот участок, на котором вам звучать комфортно или относительно комфортно, звучанием в котором вы неплохо владеете.

Тембр голоса - отличительные особенности именно вашего голоса, его окраска, текстура, плотность, высота, те эпитеты, которыми можно наделить - "теплый", "металлический", "прохладный", "бархатный" и т. д.

Тесситура - ноты, которые вам удобнее всего петь. "Петь в своей тесситуре" - это значить петь на тех нотах, на которых вы наиболее выигрышно звучите, и на которых вам наиболее комфортно.

3. Вокальные приемы и эффекты

Данная группа описывает специальные техники и способы звукоизвлечения, используемые в профессиональном вокале.
Белтинг - второй популярный тип звука, похожий на крик, но не визгливый, а объемный. При бэлтинге ощущение более широкого и мощного звучания, чем при твэнге. Певицы, построившие карьеру на бэлтинге - это Полина Гагарина, Кристина Агилера, Селин Дион.

Вибрато - колебение одной ноты. Это прием, украшение, когда вы слышите в голосе волны. Обычно в эстраде ноты берут прямым звуком, и к некоторым, по желанию, добавляют вибрато. Обычно вибрато звучит ближе к концу ноты, оно возникает в последней, третьей фазе звука. Вибрато может быть более мелким (гортанным) и более крупным, амплитудным (диафрагмальным). Обычно вибрато смешанное - частично диафрагмальное, частично гортанное. Чтобы получилось вибрато, нельза зажимать гортань. Нужно дать звуку первоначальный импульс, а потом расслабиться. Вибрато обычно не получается сразу, для него нужно немного потренировать вокальную опору, чтобы мышцы живота спокойно колебались, то есть, нужно иметь небольшой контроль над вокальными структурами.

Йодль - прием, которым постоянно пользуется Адель. При йодле звук как бы немного "срывается" или создается ощущение, что он вот-вот сорвется на плач. Это немного "стонущая" манера исполнения. При йодле звук срывается с легкого головного звука на плотный грудной, как если сказать по-ослиному "И-а". Когда срыв с перещелкиванием регистров начинает хорошо получаться, нужно уменьшить амплитуду, и не позволять звуку срываться явно, а балансировать на грани срыва, тогда будет именно такой эффект, как в песнях Адель.

Кербинг - модный сейчас тип звука, немного похожий на твэнг, но более закрытый и гнусавый. При кербинге звук как будто застревает под верхними зубами. Кербингом широко пользуется певица Imany, например, в известной песне "You will never know".

Купол (вокальный зевок) - ощущение во рту сзади, при котором возникает округленный звук, как у оперных певцов. При куполе поднимается мягкое небо, как при зевоте, поэтому его называют вокальным зевком. "Купольным" звуком можно пользоваться и в эстрадном пении, и это будет очень красиво, если пользоваться умеренно. Купол используют в западных мюзикловых песнях, а также в песнях советской эстрады.

Мелизматика (мелизмы) - прием, вокальные украшения, опевания. Мелизмы широко использует Бритни Спирс, а также большинство RnB-певиц. Вы слышите мелизм, когда певица поет одну основную ноту, а после нее - град мелких легких нот, очень быстрых, которые кажется невозможно повторить и даже понять, какие именно это ноты, настолько быстро и замысловато они звучат. Мелизматику можно освоить на простом уровне и добавлять к некоторым нотам короткие легкие мелизмы их 3-5 нот, это очень украсит ваше исполнение, и вы будете выглядеть, как настоящий профи.

Микст - тип звука, когда смешиваются грудной и головной регистры. Это тонкий и плотный высокий звук, которые позволяет мощно петь верхние ноты, которые уже нельзя достать только "грудью", грудным регистром, а доставать их "головой" неуместно в песне, нужна "моща".

Расщепление (расщеп, дисторшн) - прием, при котором в чистом голосе появляются разные призвуки, которые делают звучание "грязным", хрипловатым, сипловатым, "песок", скрежет. Есть песни, например, в блюзе или кантри, которые почти целиком поются хрипловатым расщепленным голосом, а есть песни RnB, как у Pink, где характерный скрежет возникает только на отдельных высоких нотах и придает особый драйв и "крутость" моменту и исполнителю.
Расщеп - это продвинутый прием, для него нужно уже неплохо чувствовать, что происходит у вас в гортани и контролировать напряжение гортанных мышц, потому что на расщепе нужно чувствовать баланс давления воздуха на связки, и в то же время, довольно расслабленных мышц гортани.

Слайд - прием, при котором звук сползает по нотам, быстро скользит одним широким мазком, не задерживаясь на отдельных нотах. Короткий слайд можно охарактеризовать как подъезд или подвывание.

Субтон - тип звука, при котором одновременно со звуком выпускается воздух, и звучание получается матовым, как в песне из фильма "Титаник" - "My Heart Will Go on" - Celine Dion. Субтон похож на шепот, но, на самом деле, это опертый на мышцы звук, просто с большой примесью воздуха.

4. Аспекты исполнения

Эта группа терминов относится к выразительным, художественным элементам вокального исполнения.
Динамика - это может быть 1) громкость и 2) развитие звука.
"Спой в маленькой динамике" - значит "спой тише", но при этом нужно не просто петь еле слышно, а сохранить всю выразительность и все акценты и прочее, только не кричать и не выкладываться на 100%, а спеть как бы в полноги.
"Сделай динамику" - значит "сделай развитие" в звуке или во фразе. Это значит - спой более живо, более эмоционально, сделай естественное усиление громкости, как тогда, когда хочешь особенно выделить и донести какое-то слово.

Фразировка - это динамика во фразах, в предложениях. Это основной инструмент выразительности в песне. Фразировка - это сложное понятие, которое включает и эмоции, и технику. Это то, как вы раскрашиваете песню смыслами и чувствами - где делаете погромче, где потише, где особенно напираете на слово, а где, наоборот, прячете. Это то, как живет ваш текст, то, что вы хотите сказать в песне. Фразировка основана на эмоциях и только на них. Вы должны глубоко чувствовать песню и петь искренне, тогда ваша фразировка будет богатой и захватывающей. Ну и, конечно, если вы будете владеть разными техническими приемами, вы сможете выразить любые оттенки своих чувств и смыслов, и это будете завораживать.

Грув - ритмический термин. Это ощущение движения в музыке, возникающее в результате сдвига долей по времени в ритмической пульсации. Субъективно ощущается как "качели", а про музыканта, играющего или поющего с грувом, говорят, что его музыка "качает".

Интонация - это высота голоса. Но это не только высота в прямом смысле, а еще те подъемы и спуски, скачки, которые голос делает, когда вы поете или произносите слово. Высота голоса в разговоре меняется очень быстро, и в пении интонация должна быть такой же подвижной. Голос не должен застревать на одной ноте, если мы говорим про эстрадный вокал. В эстрадном вокале интонация очень подвижная.

5. Студийные и концертные термины

Данная группа терминов связана с технической стороной аранжировки и постановки вокального номера.
Бридж - кусок в песне, который обычно идет после второго припева.
Сейчас стандартная структура поп-песни - это "куплет, припев, куплет, припев, бридж, припев (1, 2 или 3 раза)". Бридж легко узнать, потому что он сильно отличается от куплетов и припевов и вносит свежую струю и динамику в песню. Там другая мелодия и часто - другая тональность.

Минус, минусовка - это фонограмма. Сейчас говорить "фонограмма" уже неактуально, это слово устарело, и говорят "минус". Это музыка без голоса, под которую поют песни. Во множественном числе у вокалистов принято говорить не "минусы", а "минуса". Минуса находят в интернете на специальных сайтах с минусами, в русском пространстве самый известный сайт - это x minus. Также минуса можно найти на YouTube, добавив к названию песни "минус", "instrumental", "acoustic" или "playback". Минус также можно заказать аранжировщикам, которых сейчас очень много, но это будет дороже, чем найти или купить в интернете - в интернете есть сайты, где можно за 2-5 долларов купить минуса очень хорошего качества.

Плейбэк - это музыкальная подложка на концертах. Это что-то среднее между плюсом и минусом, как бы неполноценная запись, в которой записаны некоторые инструменты и/или отдельные подголоски. Плейбэк используют, когда у музыкальной группы не хватает музыкантов, или просто хочется более плотного и богатого звучания. Плейбэк дополняет и обогащает звучание живых музыкантов, и группа из 4 человек может звучать, как из 6-7, а неопытный слушатель этого не заметит и будет только наслаждаться шикарным звуком.
Также слово "playback" используют, когда ищут минуса в интернете, добавляя его к названию песни.

Плюс - это, по сути, оригинальная песня, где звучит и музыка, и голос исполнителя. Педагоги на занятиях говорят: "сейчас с плюсом споем, а потом под минус" - это значит, что сначала споем вместе с оригиналом, с исполнителем, а потом уже самостоятельно, только под музыку. Также "петь под плюс" говорят, когда вы заранее красиво и тщательно записали песню в студии, а потом включаете ее на мероприятии, и открываете под нее рот. Это делают, когда важно, чтобы на мероприятии исполнение было идеальным. Под плюс очень часто поют известные певцы во время своих гастрольных туров, потому что им на выступлениях нужно много и сложно танцевать, и это несовместимо с вокалом, да и вообще, плотные гастроли очень утомительны.

Снять песню - скопировать ее с исполнителя. Обычно, когда педагог говорит снять песню, ее нужно постараться скопировать в точности во всех деталях. Это помогает научиться звучаниям и приемам, которые в ней есть. Так учатся на первых порах, а когда человек скопировал много разных песен, он набирает свою "библиотеку" приемов, и уже может видоизменять песни по своему вкусу и импровизировать.

6. Вспомогательные термины

Эта группа включает вспомогательные термины, связанные с анатомией и частями речевого аппарата.
Артикуляторы - части рта, вовлеченные в производство звуков для речи или пения. Это язык, челюсти, щеки, зубы, губы, нёбо.

Дикция - то, как двигается в пении ваш язык. Тут тоже важно, на каком языке вы поете - в русских песнях дикция должна быть более четкая и твердая, а в английских - более мягкая и "зажеванная".

Глотка - это начальная часть пищеварительного тракта. Одновременно она является частью верхних дыхательных путей, соединяя полость носа с гортанью. Глотка делится на три части: верхняя — носовая часть, или носоглотка; средняя — ротовая часть, или ротоглотка; нижняя — гортанная часть, или гортаноглотка. Глотку часто путают с гортанью, говоря "не зажимай глотку", "звук сидит в глотке" и т. д. Это неправильно и вызвано незнанием анатомии.