ЮЛИЯ ГОРБАН

Вокал и личность

Что делать, если вам сложно открывать рот и кричать, вы боитесь верхних нот, и вообще, чувствуете себя в пении скованно?
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.
Проще всего учиться петь, когда нет никаких личностных проблем и конфликтов. Когда мы устойчивы, уверенны, открыты, мотивированы.
Почему?
Потому что пение - это как общение с другими людьми.
Вы выбираете песни, которые вам откликаются, и выражаете в них свои чувства, часто - откровенно. Зачастую пение - это еще более обнажающий процесс, чем общение.
К тому же, в пении нужно широко открывать рот, быть физически расслабленным, чтобы вокальный аппарат хорошо работал. А если вы чего-то стесняетесь, боитесь, тревожны, у вас много барьеров и блоков - это создает мышечные зажимы в теле и мешает учиться даже технике, не говоря об эмоциях и актерской игре.
В этом смысле пение для людей иногда бывает маленькой психотерапией. Хороший преподаватель поможет вам раскрепоститься и открыться.

Но как можно помочь себе самому?

Для этого мы призываем психологию, знания о том, как устроена личность.
Оттуда мы можем узнать, что у человека первичны установки, а следствием их является поведение.
Установки мы накапливаем в течение жизни.
Что такое установки? Это наши представления о мире, о том, как нужно жить, думать, каким нужно быть человеком, как себя вести.
Например: "Нужно быть честным человеком", "Жизнь это борьба", "Жить нужно ради удовольствия", "За все хорошее надо платить", "На свете много добрых людей".

Установки бывают конструктивные, а бывают деструктивные.

Они могут помогать развиваться, а могут тормозить.
Складываются они, в основном, стихийно и бессознательно, в зависимости от того, какой у человека жизненный опыт. Опыт зависит от внешних обстоятельств и от внутренних настроек.
Если человек привык перекладывать ответственность за свою жизнь на других, его опыт, скорее всего, будет негативным. Но бывает и так, что человек во многом проактивный, однако обстоятельства у него были сложные, и это тоже сформировало деструктивные установки.
Так или иначе, полезнее не копаться бесконечно в прошлом и выяснять, откуда у вас взялось то или это, а взглянуть честно на то, что есть, и поменять то, что мешает развиваться.

Какие установки люди часто транслируют, приходя на вокал и испытывая проблемы?

"Нельзя кричать", "Нельзя ошибаться", "Нужно быть приличным", "Унизительно быть клоуном", "Нужно быть правильной", "Нельзя показывать чувства", или даже, прости Господи, "Я ничтожество".

Вариаций много, а результат в поведении - привычка быть осторожным, закрытым или холодным, чтобы никого не раздражать, нравиться окружающим и приобретать связи, выглядеть приличным человеком, сильным, не показывать уязвимость, беречь самооценку от негативных оценок и грубостей.
Иногда просто в окружении человека было принято вести себя сдержанно.

Привычка быть закрытым может тянуться из воспитания, а может - из неудачных отношений, в которых не было безопасной эмоциональной атмосферы.
В эту ловушку часто попадают чувствительные эмоциональные люди, которые обостренно ощущают бытие. И как назло, именно эти люди могут иметь творческий потенциал. Они чутко воспринимают оттенки эмоций, имеют богатую эмоциональную палитру и могут выразить ее в музыке, тронув слушателя до глубины души.

Что можно сделать?

  1. Осознать, что к настоящему моменту вы накопили определенные установки
  2. Выделить деструктивные установки
  3. Поразмышлять над ними и поменять их на конструктивные
  4. Приглядеться и увидеть красоту и пользу в другом поведении
  5. Понемножку эту красоту и пользу перенять

Если вы закрыты из-за того, что в детстве на вас много шикали и раздражались, или не уделяли внимания, и вы стали замкнутым, то нужно осознать простую и важную вещь.
Детство осталось в детстве, а сейчас вы сам себе хозяин, и можете свои психологические привычки изменить.
Прошлое вы поменять не можете, а настоящее - еще как.
И, застревая в прошлом, вы теряете время в настоящем.
Вот прямо сейчас теряете, откатываетесь назад, проигрываете по сравнению с людьми, которые строят настоящее.

Если вы закрылись из-за неудачных отношений в прошлом, решение такое же - это было в прошлом, а сейчас вы можете поменяться. Более того, вы должны поменяться, ради себя, ради того, чтобы дальше жить счастливой и полной жизнью.

Если вы привыкли просто быть сдержанным, то вы можете поискать в фильмах, книгах или среди знакомых образы людей, которые тоже ведут себя в целом сдержанно, но при этом все же показывают эмоции, и это может быть очень красиво и придает образу теплоту и притягательность или блеск и величие, смотря какие это эмоции.

Самый распространенный психологический барьер - это тревога «Что обо мне подумают?».

Это проблема зависимой самооценки.
Над ней нужно работать комплексно, но есть одна вещь, которая может принести первое облегчение.

Всем, по большому счету, безразлично.

Не безразличны вы только самым близким людям, и еще бездельникам, которым лишь бы сплетничать. Но если вы хоть немножко себя уважаете, то вам самим должны быть безразличны такие бездельники.
Люди, которые что-то умеют, знают, каким трудом это далось, и не станут о вас плохо думать.

Все остальные люди заняты собой. Они в мыслях о работе, делах, о том, как побольше заработать, о разговоре с матерью, о детях, о том, куда поехать в отпуск, как развлечься на выходных, какой их ждет томный вечер с любимым или о том, почему у них до сих пор нет парня, и как же тоскливо тащиться в свою темную квартиру. О своем лишнем весе и о своем целлюлите.
И им совершенно все равно, как вы поете. И чему вы там учитесь так долго и с такими страданиями.
Вот вам есть дело до того, как учатся ваши знакомые? Вы, скорее всего, даже не знаете, что они чему-то учатся.
Масса людей вокруг чему-то учится, и многие делают это медленно, с ошибками, с усилиями, иногда не могут довести до конца.

А хейтеров в своем драгоценном Инстаграме всегда можно забанить, если вы туда выложили полтора куплета, и кто-то сказал, что вы поете, как раненый ишак. Ну и что. Сегодня как раненый, завтра просто как ишак, а послезавтра уже и не ишак.
Тренируйте границы. Кто-то сказал гадость или глупость - вот вам отличный способ потренировать. А где же еще тренировать? В одиночестве под теплым одеялом?

Какие еще могут быть блоки?

Допустим, вы считаете, что "Нельзя показывать эмоции".

Почему нельзя? Эмоции бывают разными, и ситуации тоже. В некоторых ситуациях жалательно и нужно показывать эмоции, чтобы не выглядеть бесчувственным и неблагодарным человеком. Представьте приятные проявления эмоций - людей, ситуации, когда вам это нравилось, когда вы этим любовались. Это может быть ваша подруга, муж или кто-то из фильма, книги, или случайный человек в кафе или метро, привлекший ваше внимание.
Осознайте, как это вам понравилось, как приятно было на это смотреть, приятно находиться рядом. Вы можете подумать: «а ведь эмоции это красиво», «эмоции притягивают», «эмоции волнуют», «люди любят эмоции» или что-то, что всплывет у вас в голове. Попробуйте пожить с этими мыслями и присмотреться к людям вокруг. Наше внимание избирательно и подчиняется нашим привычкам и установкам, а если вы поменяете угол зрения, то начнете замечать то, что не замечали раньше. Ваше восприятие постепенно будет меняться, и вас потянет скопировать с кого-то новые приятные черты.

Другая установка: "Нельзя ошибаться".

Если человек не ошибается, значит, он ничего не делает. Скорее всего, он мертв.
Живой человек постоянно ошибается.
У нас бывают ошибочные суждения, мы иногда опаздываем, можем в сердцах наговорить лишнего, забыть об обещании, перепутать землю и ноль и положить лук в капусту.

Это жизнь обычного человека. Даже если у нас есть какие-то особенные таланты, во многих других вещах мы обычные люди, похожие друг на друга.
Главное - стараться не делать совсем уж крупных ошибок.
Мелкие ошибки будут возникать постоянно.
Просто потому, что формирование личности - это адаптация к стрессу, новому опыту, среде, условиям.
Как можно сделать без ошибок новое для себя? А новое будет возникать регулярно, если вы активно живете.

Почему люди сделали несколько сортов еды - высший, первый, второй, третий?
Почему продают дешевую одежду с торчащими нитками, а рядом - дорогие бренды с безупречными строчками?
Почему бывают плохие дешевые машины, которые ломаются, а бывают дорогие качественные? Или неплохие средние?

Потому что на все это есть спрос.
Есть спрос на разное качество.
Если вы не очень хорошо поете, будут люди, для кого это будет достаточно и даже отлично.

Вы знаете, что профессиональные артисты ошибаются на сцене?

В ютьюбе есть live видео, где Toni Braxton в огромном зале дает петуха на высокой ноте.
Вокалисты из кавер-групп на корпоративах то и дело поют не те ноты и сочиняют слова. Некоторые певцы смеются над собой и делают ставки внутри группы, сорвется у них голос на выступлении или нет.
В соцсетях ходят шуточки в стиле "Это рыдающее фото, когда я спел не ту ноту в песне на первом концерте. А это безмятежное фото - когда спел целиком не ту партию в песне на сороковом концерте".

К тому же, в классе вы находитесь в тренировочном пространстве. Вы не на экзамене и не на выступлении. Вы можете ошибаться на каждой ноте. Можете с кайфом и шутками тренироваться, а преподаватель будет помогать.

Еще: "Нельзя кричать".

Откуда это? Может быть, вам родители говорили постоянно: "Не бегай, не кричи"?
Скорее всего, они уставали от работы, и просили вас быть потише, когда нервы трещат. Их можно понять. Или они пытались воспитать вас так, чтобы вы выросли успешным, по их представлениям. Скорее всего, они хотели, как лучше. Но даже если нет, это уже неважно. Вы же не можете вернуться в прошлое и изменить их поведение. А возвращаться к этому сейчас - зачем? Чтобы получить компенсацию? Какую? Как? Даже если вы невероятным образом поменяете их взгляды, и они признают, что были неправы - что вам это даст? Вы все равно останетесь со своими текущими привычками, и вам придется что-то с ними делать. Так не проще ли сразу их поменять?

Почему нельзя кричать? В каких-то ситуациях кричать можно и нужно. Иногда мы кричим человеку, что он забыл ключи. Или зовем на помощь. Или кричим от радости - на матче, после экзамена, на свадьбе. Там, где это уместно. Все определяет контекст. На вокале кричать уместно, мы там учимся через крик, ставим звук, правильную механику. Так почему бы немножко не покричать в студии?

Или, например, установка: «Нельзя же руками размахивать».

А почему нельзя? Ну не надо беспардонно махать и бить людей сумкой по лицу, но ведь жестикуляция бывает красивая? Она может быть умеренная, плавная, а может, наоборот, очень живая, или отдельные выразительные жесты.
Вы можете добавить парочку жестов в свою повседневную жизнь, а когда к ним привыкнете, то и в пении начнете понемногу руками двигать, и перестанете стоять столбом и чувствовать себя глупо.

Или вот еще: «Неприлично широко открывать рот».

Почему неприлично?
Гоготать в беседе, конечно, неприлично.
Но вы же не гогочите, вы поете.
Во время пения открывать рот более, чем естественно.
Когда люди смотрят на поющего человека, они ждут, что он будет открывать рот! Все знают, как выглядит певец. Люди подсознательно ожидают, что у вас будет широко открытый расслабленный рот.
Посмотрите видео, как поют певцы на сцене. У них красивый мягкий рот, расслабленный, они его широко открывают, и этими людьми любуются, восхищаются, аплодируют им, несут деньги и цветы.

Так можно разобрать любую установку.

Для этого даже психолог не нужен, это можно сделать самому.
Над установкой нужно просто поразмышлять, повертеть ее так и эдак.
И какое-то время понаблюдать за окружающими с новой точки зрения.
По моему опыту, перемены начинаются через несколько недель.

Подробно об изменении установок можно почитать в книгах о когнитивно-поведенческой терапии.

А когда вы старые убеждения разберете и скорректируете, и поживете с ними какое-то время, то заметите, что ваши желания и ваше видение себя начинает меняться.
Что красиво, а что нет, что правильно, а что нет, что полезно, а что нет.
И вы начнете меняться уже не на уровне установок, а на уровне поведения. Начнете приобретать, копировать, выращивать в себе новые черты.